470

30 августа Церковь будет вспоминать кончину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона, бывшего около трех лет митрополитом Новгородским и основавшего Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай.

Время святительства Никона в Новгороде было началом тех великих деяний и тех его незабвенных заслуг для всей Русской Церкви и для всего государства, повествует книга «Святители земли Новгородской». Первым великим деянием Никона, по вступлении на Новгородскую святительскую кафедру, было искоренение им и исправление неблагоустройства и неблагочиния, какие царили тогда при общественном богослужении почти повсюду в России. Вступив на Новгородскую кафедру, он и своим примером, и своим влиянием сделал то, над чем безуспешно трудились не только его предшественники, но и патриархи. Немедленно, по вступлении на митрополию, он предписал: в церквах, вверенных его управлению, петь и читать в один только голос, без поспешности, с надлежащим благоговением, чтобы богослужение имело важность и величие, свойственное его духу. 

Для большего успеха в столь важном деле он выписал из Киева знатоков греческого и киевского напевов, равно как и партесного пения, и поручил им обучать своих певчих. Новое церковное пение оценил сам царь Алексей Михайлович. Никон служил в придворной церкви со своими новыми певчими и по новому порядку чтения, в присутствии самого царя. И когда царь услышал этих певчих и увидел благочиние в отправлении богослужения, установленное Никоном, тотчас завел такое же чтение и пение и в своей придворной церкви. Много сделал Никон и в пользу прекращения беспорядочного чтения в церквах, будучи еще митрополитом Новгородским.

Устраивая порядок общественного богослужения, оглашая храмы Божии стройным и умилительным пением, чтением внятным и благообразным, Никон в то же время с пастырскою ревностью заботился и о внешнем украшении храмов. Любя в высшей степени церковное благолепие, Никон великолепно украсил храм Святой Софии в Новгороде и церковь Святителя Никиты, епископа Новгородского, в Москве при Новгородском подворье. Золото, серебро и драгоценные камни блистали на святых иконах, священных сосудах и святительских облачениях, которыми украшался Никон.

Другою не менее важною заслугою Никона было распространение духовного просвещения как в своей новгородской пастве, так и особенно в Москве – столице государства. С первых же годов озарения России светом христианского учения правители ее и архипастыри сознавали нужду в училищах для образования духовенства, а через духовенство – и всего народа русского, и тогда же великими князьями заведены были первые училища в Киеве и Новгороде. На берегу реки Москвы, близ Воробьевых гор был основан монастырь во имя Преображения Господня – первое православное ученое братство, целью которого было духовное просвещение народа и обучение наукам. Туда были вызваны ученые мужи из разных монастырей России. В то же время Никон у себя в Новгороде в Хутынском монастыре устроил типографию для удобнейшего распространения ученых трудов этого братства по всем краям обширного Отечества нашего и немало приобрел книг, по преимуществу греческих и латинских. 

Никон в то же время прилагал немалое старание о восстановлении давно прекратившегося обычая - произносить при богослужении устные проповеди для назидания и научения пасомых истинам евангельским посредством живого слова, и сам первый подавал пример. Вступив на кафедру Новгородскую, он был истинным отцом своей паствы. Никогда он не выходил из дома, не взяв достаточного количества монет для раздачи бедным и нищим, которых мог встретить на дороге. Из храма нередко направлялся он к домам убогих и темницам, чтобы и там преподать утешение печальным и облегчить бедность. Но и двери архипастырского его дома были всегда отверсты для несчастных. Когда в Новгороде от неурожаев чрезвычайно вздорожал хлеб и граждане, томимые голодом, стали беспрестанно стекаться к Никону толпами для испрошения помощи, архипастырь, не щадя ни хлеба, ни денег, учредил в своем доме постоянную раздачу милостыни, по воскресеньям деньгами, а ежедневно хлебом. 

Между тем голод распространился и во многих других местах Новгородской области. Везде открылась чрезвычайная скудость и дороговизна хлеба. Молва о благотворительности митрополита привлекла к нему многочисленные толпы народа со всех краев обширной его паствы. Надежда пришельцев, томимых голодом, оправдалась. Никон приказал отделить в своем доме особенную обширную палату, и в ней заповедал кормить нищих и убогих. Но нищелюбивая душа Никона не удовлетворялась частной благотворительностью. Никон непременно хотел, чтобы престарелые и увечные имели постоянный кров и призрение. Для этой цели он выпросил у государя позволение построить в Новгороде богадельни для бесприютных старцев и увечных.

Добрый царь вполне сочувственно отнесся к пастырским предначертаниям Никона и, ревнуя о пользе государства, одобрил и подтвердил его намерение касательно устройства богаделен. Пользуясь таким позволением, Никон «устрои в Новгороде вновь четыре богадельни для убогих, сирот и повсягодное тем нищим у великаго государя испроси пропитание». Успокоенные в них старцы, убогие и сироты весьма часто видели среди себя своего благодетеля и покровителя: и «сам во свои и во иная старая богадельны и в темницы хождаше», где проводил по нескольку часов в утешительных и назидательных беседах.

Такими-то пастырскими трудами и подвигами ознаменовал Никон свое кратковременное пребывание на Новгородской святительской кафедре, но в то же время он не переставал быть мудрым советником и сотрудником государя. Таким образом, Никон по воле государя сделался как бы полномочным наместником его в Новгороде. Три только года и пять месяцев управлял Никон новгородскою паствою; но и это кратковременное управление его, ознаменованное умною и строгою распорядительностию, необычайною благотворительностию и состраданием к несчастным, останется навсегда памятным в Новгороде.  

Став в 1652 г. патриархом, Никон незамедлительно приступил к строительству Валдайского Иверского монастыря. Он привез сюда части св. мощей первосвятителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а еще ранее сюда же, по приказанию его, перенесены были мощи св. Иакова Боровичского. Устроив таким образом обитель, Никон ввел в ней строгий общежительный порядок и великолепие в богослужении; царь обогатил ее вотчинами и угодьями, пожаловал несудимую грамоту; а грамотою царскою 6 мая 1654 г. озеро Валдайское переименовано Святым, село Валдай в Богородицино, самый монастырь – Святоезерским. Главной святыней монастыря стала копия с чудотворной Иверской афонской иконы Божией Матери «Портаитиссы» (Вратарницы), которая была написана на Афоне по просьбе Никона и привезена в Россию в 1655 году.

Непростая участь ждала патриарха. Он был низложен недоброжелателями и пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву патриарх Никон умер.