484

28 августа 2020 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

За Литургией после чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании Литургии владыка зачитал Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием. Затем было совершено славление перед плащаницей.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Софийском соборе Великого Новгорода. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом: «Священное Предание Церкви хранит много тайн о жизни Пречистой Девы, из которых самой непостижимой, помимо тайны Рождества Господа Иисуса Христа, является тайна Её кончины, честного Её Успения. Непостижимым было Её рождество от бесплодных родителей, непостижимым было Её воспитание в Иерусалимском храме, непостижимым было то, как простая Дева смогла стать, промыслом Божиим, Матерью нашего Спасителя. Никто не может вместить то, что Она испытала, сначала стоя у Креста Господня, а потом, приняв радостную весть о Воскресении Христа. Наконец, самым таинственным событием жизни Богородицы является Её кончина, Успение, как мы называем по церковно-славянски. Само слово Успение имеет общий корень со словами «сон», «засыпание». Так Церковь именует преставление Пречистой Девы не просто потому, что для Неё, как и для любого праведника, эта кончина была свята, мирна и непорочна, но ещё и потому, что в Её кончине есть нечто большее, чего не было у других.

Среди всех деталей Её преставления из церковного Предания, как-то: собрание, промыслом Божиим, апостолов, как явление Самого Господа, Который принял Её пречистую душу, как процессия, которая сопроводила Её тело до гробницы, наконец, обретение этой гробницы пустой, самым ярким и самым важным является то, что тайна Её Успения соприкасается с тайной Воскресения Христова. Воскресение Христово является залогом и обетованием и нашего с вами всеобщего воскресения. Это мы исповедуем каждый день в словах «Символа Веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Вера и упование Церкви заключается в том, что Господь нас воздвигнет в своё время для Царства Своего, по Своей милости к нам грешным. И этого ожидает вся Церковь, земная и небесная, святые, которые уже преставились и все мы, которые ещё здесь, на земле, совершаем наше христианское поприще.

О Пречистой Деве Предание и песнопения праздника говорят, что Её гробница, как и гробница Её Сына была пуста. Явление Самой Пречистой как бы повторяло явление Самого Христа апостолам, и Она сказала им: «Мужайтесь, Я с вами во все дни». Это вера Церкви, которая не получила, может быть, догматического определения, но она как неземная радость, которая ещё не провозглашается открыто, громко, но присутствует в песнопениях праздника, которые говорят о том, что это черта, которая отделяет нас и всех святых от общего нашего воскресения, Пречистой Девой уже оказалась пройдена. Церковный кондак возглашает, что «гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь». То есть ни гробница, ни сама смерть не удержали Ту, Которая является Матерью Самой Жизни нашей, то есть Господа Иисуса Христа. В этом событии великая надежда и упование для каждого из нас, что Воскресение Христово уже начало приносить свои плоды.

Дай Бог, и мы принесём эти плоды для Царствия Божия во всеобщем воскресении. Но оно уже начало реализовываться в Успении Пречистой Девы, Церковь провозглашает, что Она и душой, и телом предстоит перед Господом и Сыном Своим и ходатайствует за весь род человеческий. Она в молитвах неусыпающая и в предстательствах непреложное упование, то есть наша надежда, Её не удержали гроб и умерщвление, потому что Она - Матерь Самой Жизни, и Тот, Кто вселился в Её утробу приснодевственную преставил Её к этой жизни. «Якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». Пресвятая Богородице, спаси нас».