422

Среди угодников Божиих, просиявших в обширной стране Великого Новгорода, были два пришельца - уроженцы Рима. Один из них воздвиг обитель в Новгороде на берегу Волхова, второй - в пределах Санкт-Петербурга, на берегу небольшой речки Лезны. Последним был преподобный Макарий Римлянин, Новгородский, память которого Церковь будет чтить 28 августа (день кончины).

Как сообщает книга «Новгородская святость», обитель, которую воздвиг преподобный Макарий в первых годах XVI столетия, называется Макарьевской пустынью. Она находилась в Новгородской губернии, на границе с Петербургскою губерниею, в 110 верстах от Новгорода и в 97 верстах от столицы. Преподобный Макарий, Новгородский чудотворец, родился в конце второй половины XV столетия в Риме, в семействе богатых и знатных граждан. Достигши лет совершенных и отказавшись от всех удовольствий и наслаждений, он решил посвятить себя служению не тленному миру, но Творцу его - Всемогущему Богу. Изучение Священного Писания, творений святых отцов было постоянными занятиями будущего подвижника. Он не нашел истинного пути спасения в католической Церкви, и тогда, по молитве, Бог открыл ему Восточную, Православную Церковь. Преподобный Макарий тайно покинул Рим, отправившись в Святую Русь.

Много перенес он, странствуя, пока наконец не достиг земли для него обетованной, земли православной - северных ее стран в пределах Великого Новгорода. Благолепие церквей и многочисленных тогда монастырей новгородских, строгая жизнь монашествующих, торжественность, истовость богослужения глубоко поразили пришельца. Вскоре принял он монашество с именем Макарий и избрал для себя в пределах Новгородских непроходимую болотную дебрь, раскинувшуюся на несколько верст по берегам реки Лезны, и здесь, на небольшом островке топкого болота, поставил келью. В рукописном старинном житии преподобного говорится, что даже дикие звери, нередко посещавшие подвижника, не трогали его. Он безбоязненно ласкал медведей и кормил их из своих рук, как домашних животных.

Скоро молва о святой жизни подвижника привлекла многих жаждущих его совета, назидательного поучения и молитвы. Не отказывал преподобный в духовной помощи страждущим, но известность тяготила его, и он решил покинуть место первоначальных своих подвигов. Но новое место его пребывания Господь тоже открыл людям. «Своими подвигами, - читаем в рукописном житии преподобного, - он привлек к месту особую благодать Божию, являвшуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, по ночам здесь видимого многими, то в виде облака благоуханного дыма, поднимавшегося отселе к высоте и разливавшего благоухание по окрестностям».

Велика была любовь народная к преподобному Макарию. «И увидел тогда преподобный, что нет сил отказать в мольбах их, что на то - воля Господа». Усердно помолившись Творцу Небесному, он дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить кельи и этим положил начало своей пустынной обители. Собравшейся братией скоро была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (около 1540 г.). Первым игуменом был сам преподобный Макарий, посвященный в священный сан святителем Новгородским Макарием Всероссийским. Незадолго до кончины своей (около второй половины XVI столетия) преподобный Макарий, передавши управление монастырем одному из учеников своих, удалился на излюбленный им островок – место первоподвижничества своего. С плачем погребли иноки своего любимого игумена у стены созданного им Успенского храма с левой наружной его стороны.

Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преподобного Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке. Монашеская жизнь в Макариевой пустыни продолжалась до февраля 1932 года. В закрытом монастыре разместили ремесленную школу с интернатом, потом совхоз, а позже отделение Свирьлага. Во время Великой Отечественной войны пустынь оказалась на оккупированной фашистами территории. В 1942 году, в ходе неудачного наступления советских войск на Любань, все монастырские строения были разрушены. Сейчас возрождаемая Свято-Успенская Макариевская пустынь - один из самых труднодоступных монастырей Ленинградской области, расположенный среди болот в Тосненском районе. Мощи преподобного до сих пор находятся в обители.