483

11 августа 2020 года, в день памяти преподобных Константина и Космы Косинских, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Николо-Косинском монастыре. В этот день исполнилось 20 лет с момента освящения главного монастырского храма в честь святителя Николая и возобновления богослужебной и монашеской жизни в Николо-Косинской обители.

После Причастия был совершен крестный ход, заупокойная лития и славление с молитвой святым.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Прославляя память святых Константина и Космы Косинских, вспомним, что это были ученики преподобного Варлаама Хутынского, которые в XIII веке, удалившись из Хутынского монастыря, в трёх верстах от Старой Руссы, основали Николо-Косинскую обитель, где и скончались в подвигах. В начале отошел ко Господу Константин, бывший игуменом основанной обители, а после - и его сподвижник и соученик по Хутынской обители Косма. Оба они были погребены в Николо-Косинском монастыре. Оба почитаются в соборе Новгородских святых. Двести лет назад, в 1820 году, здесь была построена трапезная церковь святителя Николая, и мощи преподобных Константина и Космы находились, и, как мы веруем, находятся под спудом в этом храме.

Когда мы слышим во время Литургии апостольские и евангельские чтения, посвящённые памяти святых, в частности преподобных, мы можем извлечь для себя несколько важных уроков. В Евангелии от Луки Господь даёт Заповеди блаженства, которые являются параллелью к Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах…» (Лк.6:20-23). Нам, людям, живущим спустя 2000 лет после проповеди Спасителя, иногда не совсем четко представляется атмосфера, в которой Он жил, проповедовал, давал Свои спасительные заповеди, и, в конце концов, пострадал за нас и воскрес от гроба. В частности, когда мы читаем ту или иную проповедь или притчу, нам может рисоваться в сознании какая-то идиллическая картина, как Божественный Учитель даёт наставления Своим ученикам, а они мирно, благочестиво вместе со всем народом внимают и наполняются Его неизреченной премудростью.


-цитата-

«То, что современный мир считал безумием, Господь считал блаженством»

Епископ Арсений


На самом деле то, что говорил Спаситель, должно было перевернуть все представления о ценностях, о Царствии Небесном, Боге, смысле жизни, какие имели Его слушатели и ученики. Большинство из тех, что шел за Ним, в том числе ученики, веровали, что Иисус и есть обещанный Богом Мессия и Царь. Наступление Царства Божия, которое они ожидали со дня на день, ими представлялось как установление земной монархии, возвращение династии царя Давида, изгнание римлян, оккупировавших Святую землю. Они думали, что Бог победит всех Своих врагов, а Израиль будет возвеличен над всеми народами. Только такими мыслями, ожиданиями и верованиями объясняется то воодушевление, с которым Христа встретили как царя во время Его входа в Иерусалим. Люди не понимали, что Он идёт на муки ради жизни мира, они готовы были видеть в Нём земного царя, несмотря на то, что Он неоднократно предсказывал, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Эти слова проходили мимо их сознания, и даже ученики не могли вместить их.

В частности, наставления, которые Христос давал, тоже должны были разрушить слишком земные ожидания Царства Мессии. Ведь то, что говорил Спаситель, это безумие с точки зрения людей, считавщих, что богатство и власть - это ценности, ради которых стоит бороться, идти по головам, ради которых стоит начать освободительную борьбу. И борьба, в конце концов, началась. Это была Иудейская война, которая привела к краху, разрушению Иерусалима и к рассеянию иудейскому. Спаситель призывал совсем к другому, ведь Он говорил, что «блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны изгнанные правды ради». То, что современный мир считал безумием, Господь считал блаженством. И, наоборот, то, что для Спасителя было неприемлемым, для людей, которые жили интересами мира сего, казалось важным, великим и достойным.


-цитата-

«Наш выбор состоит в том, что, либо мы живем по законам мира сего, либо мы – Христовы, принимаем Его слова и следуем за Ним, либо мы получаем награду здесь, либо мы живём ради Царства Небесного»

Епископ Арсений


Так вот, все святые, и в их числе преподобные, уподобились в своём житии Самому Христу, поступили по Слову Божию, Который сказал Своим ученикам: «Приидите ко мне все... возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28, 29). Путь святости - это путь уподобления Христу, и этот путь предназначается для каждого христианина. Он принадлежит всем нам. В течение своей жизни мы стоим перед выбором: следовать за Христом и воспринимать Его систему ценностей или разделять убеждения мира сего о том, что блаженны богатые, сытые, те, о которых все говорят хорошо. Что же выбрать? Наш выбор состоит в том, что, либо мы получаем награду здесь, либо мы живём ради Царства Небесного, либо мы живем по законам мира сего и разделяем его ценности, либо мы - Христовы и принимаем Его слова, следуем за Ним и живём ради Царствия Божия. Спаситель Сам сказал об этом, приведя в пример богатых, которые уже получили награду на земле: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6: 24).

Ключом к пониманию того, что такое Царствие Божие, являются слова Спасителя, утверждающие, что оно среди нас или внутри нас, оно начинается здесь, на земле. Ученики ожидали это Царство, думая, что они займут там первые места. Вспомним, как даже в момент Вознесения кто-то из них спрашивал, придёт ли Царство уже сейчас. Христа постоянно вопрошали фарисеи и книжники, где же это Царство, просили показать знамения, когда оно наступит. Христос же говорил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40). Царствие Божие, по учению Спасителя, это не какой-то вид земного града, или земная монархия, или какая-то цивилизация, пусть даже самая христианская. Царствие Божие радикально отличается от всех наших представлений о земном граде. Оно начинается с пришествием Христа на землю, оно принесено Сыном Божиим, Который воплотился ради нашего спасения, умер и воскрес. Оно пребывает уже здесь и сейчас, раскрываясь нам в Церкви, Таинствах, молитве, доброделании.

Когда нашего сердца касается благодать, мы чувствуем причастие этому Царству, когда мы оказываемся перед трудным выбором в своей жизни и избираем верность Христу, а не закону века сего, когда мы поступаем по Его слову, а не так, как нам выгодно, как нам легко, не так, чтобы получить удовольствие, а так, чтобы нести крест за Христом, то Царствие Божие входит в нашу жизнь, и мы начинаем жить по его законам. Когда мы не можем пройти мимо нуждающегося и оказываем ему помощь, когда мы молимся за врагов, когда мы находим силы благотворить и прощать, мы становимся гражданами этого Царства, и это гражданство продлится в вечности. Все святые, которых мы прославляем в течении года и память которых сегодня празднуем, святителя Николая, святых Константина и Космы Косинских, это указание на то, как человек способен пройти жизненный путь, это пример всем нам. Будем обращаться за их высочайшим нравственным примером, за их молитвами, чтобы они нас утвердили в верности Христу, в Его любви к этому миру и Его Царству».


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15