489

12 июля 1130 года, 890 лет назад, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря был освящен епископом Иоанном Новгородским.

Георгиевский собор, который в прошлом году отметил свое 900-летие, был заложен в 1119 году по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора - мастера Петра, предположительно построившего также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имен древнерусских мастеров-строителей.

Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящен во имя святого великомученика Георгия Победоносца новгородским епископом Иоанном при Юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).

Внутри Георгиевский храм неожиданно — после «грандиозности» его внешнего вида — кажется небольшим, хотя ощущения «затесненности», свойственной тому же Николо-Дворищенскому собору, здесь нет благодаря почти идеальным пропорциям, найденным мастером Петром. В центральной своей части он буквально взмывает ввысь, к куполу.

С запада устроены очень высокие хоры, загибающиеся буквой «П» вдоль южной и северной стен. Изначально предполагалось, что на хорах во время богослужений будет находиться князь со своей семьей. С момента освящения храма и до советской эпохи на хорах существовали два придела: в честь Благовещения и во имя Всех Святых. Собор полностью расписан уже в новейшее время, после передачи Юрьева монастыря Церкви в 1991 году.

В северо-западном углу - двери, ведущие к винтовой лестнице на хоры и к куполу северо-западной башни. Освещается лестница через несколько небольших круглых окон. До хоров - 50 ступеней, до купола - еще 43 ступени. Здесь, в куполе, - одно из немногих сохранившихся сокровищ Георгиевского собора: фрагменты росписи начала XII века.

С XII века Свято-Юрьев монастырь и Георгиевский собор служили как усыпальница для княжеского рода. Так, в соборе погребены оба сына Ярослава Мудрого, брат Александра Невского Федор Ярославович и его мать Феодосия Мстиславовна (в монашестве Ефросиния).

 

Захоронениям в Георгиевском соборе не повезло. Первыми гробокопателями были интервенты - в 1614 или 1616 году шведы, искавшие клад у южной стены Георгиевского собора, «обрели, - как сказано в документе XVII столетия, - человека цела и не разрушена, в княжеском одеянии и, выняв из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены». Тогдашний новгородский архиерей, митрополит Исидор, объявил нетленные останки мощами святого благоверного князя Феодора Ярославича - их перенесли в Софийский собор и с тех пор почитали как великую святыню.

В 1908 году настоятель Свято-Юрьева монастыря архимандрит Иосиф подал ходатайство о возвращении мощей святого в обитель, указывая в качестве аргумента, что здесь было первоначальное место погребения князя и здесь покоится его мать, пожелавшая, чтобы ее положили рядом с сыном. Причт новгородского Софийского собора отвечал:

«Такое захоронение носит, вероятно, случайный характер, так как князья всегда хоронились в соборе, а это неподобающее захоронение, как бы по указанию высшего Промысла Божия, было впоследствии силою обстоятельств исправлено перенесением мощей св. Феодора в собор».

На том и порешили.

В XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.