Епископ Арсений: Нужно, чтобы наша жизнь, будучи даром Божиим, была и нашим даром Господу

7 июля 2020 года, в день памяти святых праведных отроков Иоанна и Иакова Менюшских, в Свято-Троицком храме деревни Менюша епископ Арсений совершил Божественную литургию с крестным ходом и славление перед мощами святых отроков.

После богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Сегодня Церковь чтит память святых праведных отроков Иоанна и Иакова Менюшских. Этот день совпадает с праздником рождества Иоанна Предтечи. На Литургии мы слышали, как апостол Павел в своем послании говорит: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). Неслучайно этот отрывок читается на память Иоанна Предтечи, потому что эти слова перекликаются с его проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:2, 3). Евангелист Лука, который в начале своего Евангелия говорит о том, что он собирается писать обо всём по порядку, тщательно всё исследовав, начинает новозаветное повествование с рождества Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча, который был назван некогда пророком Исаией «гласом вопиющего в пустыне», который был послан, чтобы исправить и приготовить путь для Господа, родился от престарелых родителей - священника Захарии и его жены Елисаветы тогда, когда по человеческому естеству у них уже не могло быть детей. Само рождение Предтечи, как и рождение Пречистой Девы, тоже от бесплодных родителей Иоакима и Анны свидетельствует о том, что этот ребёнок - дар Божий. И словно вернулись древние времена, когда Господь по обетованию даровал Исаака Аврааму или когда от бесплодной матери родился пророк Самуил. Сейчас, в начале новозаветной истории Господь дает такие явственные знамения, что люди, которые посылаются в этот мир, для того чтобы подготовить приход Спасителя, являются сами по себе особым даром Божиим в ответ на молитвы и ожидания, а главное верность Богу их родителей.

Дар, ниспосланный от Бога Захарии и Елисавете, возвращается Богу для того, чтобы стать чем-то большим, и он действительно стал, если Пречистая Дева становится Матерью Спасителя, то о Предтече Самим Спасителем сказано, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Он стал пророком, который проповедовал и возвещал в духе и силе Илии, об этом тоже говорится в Евангелии. Иудеи ожидали накануне наступления Царствия Божия пришествия не увидевшего смерти пророка Илии, который исправит путь Господу. Сам Спаситель свидетельствует об Иоанне: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14).


- цитата -

С пришествием Христа, с началом Нового Завета наступили последние времена. Царствие Божие, возвещаемое сначала Предтечей, а потом и Господом Иисусом Христом, приблизилось, оно рядом с каждым из нас

Епископ Арсений


Мы, чада Церкви, люди новозаветной эпохи становимся участниками этого Царства или по-другому причастниками. Оно открывается нам во Христе, и видимым знаком принадлежности к этому Царству является возрождение водою и Духом в Таинстве Крещения, а также запечатление Миропомазанием. В древности помазывались цари, священники и пророки на своё служение. И мы, вступая в Церковь, принимаем то же самое Таинство, потому что мы, по слову Священного Писания: «Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Таким образом, святость уже в древности понималась как неотъемлемое свойство Церкви и каждого христианина, который в неё вступает.

Основным смыслом слова святость была именно избранность и посвященность Богу. Как древние пророки, как Иоанн Предтеча посвятили себя Богу, так должны посвящать себя Ему и все христиане. Мы должны стать даром Божиим, чтобы Господь через нас преображал этот мир. По слову митрополита Антония Сурожского, у Предтечи почти ничего не осталось своего, в своём служении он стал гласом Божиим, растворившись в своей миссии. Так и мы должны научиться посвящать себя Богу, чтобы и наша жизнь, будучи даром Божиим нам, была, с другой стороны, нашим даром Богу. Об этом мы и молимся на Литургии: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся».

Как эти дары, простые плоды земли, хлеб и вино, будучи посвященными Богу, становятся Телом и Кровью Христа, чтобы преобразить нас, сделать причастниками Царствия Божия, так и наша жизнь, будучи посвященной Богу, будет наполняться Его присутствием, славой Его Божества, преображающей и исцеляющей силой, а это, что важно, имеет значение не только для нас, но и для окружающих нас людей. Именно тогда мы, по слову Спасителя, будем солью земли и светом для мира, когда наша жизнь, как закваска, которая заквашивает тесто, будет преображать жизнь и людей вокруг нас. И ключом к этому пониманию святости, подлинного христианского жития служит верность Евангелию и верность Христу. Если мы делаем Его слова непреложным законом своей жизни, если посвящаем себя Богу, то жизнь людей вокруг нас будет неизбежно освящаться божественным светом.

Если бы мы всегда помнили заповедь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35), если бы люди видели в нас любовь, то жизнь каждого человека, который встречается на нашем жизненном пути, особенно человека, находящегося в нужде и в скорбях, преображалась бы. Не следует забывать, что мы должны быть преображением для мира, если мы - Христовы, если мы - Церковь, если мы посвящены Богу от Крещения, если наша жизнь является даром для Бога, какой она была у всех святых. Будем размышлять над этим и вспоминать об этом не только в праздники святых, но стараться в своей жизни каждый день поступать так, как учит нас Господь Иисус Христос, к чему призывает нас Церковь, пример чего дают нам все святые, которые, как путеводные звёзды, увлекают нас по пути в Царствие Божие, которое, по слову Предтечи и Самого Господа Иисуса Христа, приблизилось».