428

11 июля Церковь будет чтить память преподобного Ксенофонта Робейского, молчаливого подвижника, который жил и подвизался на Новгородской земле в конце XIV – начале XV веков и очень почитал преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Ксенофонт Робейский принадлежит к числу великих новгородских чудотворцев.

Сайт единственной в Новгородской епархии церкви в честь этого святого сообщает, что скудны сведения о жизни преподобного Ксенофонта. История, почти не коснувшаяся его обители, не сохранила нам ни времени его рождения, ни имени, ни звания его родителей. Ксенофонтов монастырь впервые упоминается в летописи под 1417 годом в связи со строительством в нем деревянного Никольского храма. Очевидно, незадолго до этого он был основан преподобным Ксенофонтом. Сохранилось предание, что к месту, где был основан монастырь, святой приплыл на плоту, чудесным образом двигавшемся против течения речки Робьи (Робейки). Недалеко от места, где плот пристал к берегу, в нескольких десятках метров от реки, им и был основан монастырь. Но погребен святой был за пределами монастыря на самом берегу речки. По-видимому, место для погребения было еще при жизни определено самим преподобным на том месте, где он ступил на землю после своего чудесного путешествия.

Для понимания духовного подвига преподобного Ксенофонта важное значение имеет характеристика местности, в которой он основал монастырь: если до XV века монастыри основывались в Новгородской земле только в обжитых местах, на берегах крупных судоходных рек или на сухопутных дорогах, то в XV веке появляются обители, основанные вдали он населенных пунктов, в глухих необжитых местах. Именно таким и был Ксенофонтов монастырь. По-видимому, именно в стремлении как можно дальше удалиться от мира и заключалась цель преподобного. Еще одной чертой преподобного Ксенофонта было особое почитание им Варлаама Хутынского. Видимо, это почитание святого Варлаама было столь сильным, что закрепилось в монастыре и после смерти святого Ксенофонта. В XVII веке подлинные сведения о жизни святого Ксенофонта уже забылись, но сохранялась память о его особом отношении к Варлааму Хутынскому. И его жизнь стали тоже относить к концу XII – началу XIII века, называя учеником преподобного Варлаама. Такое удревнение времени жизни св. Ксенофонта является, конечно, ошибочным. На самом деле, он жил в конце XIV – начале XV века. Но считать его учеником Варлаама Хутынского все-таки можно: только это было не личное общение с великим подвижником, а духовное ученичество у него, для которого не могли являться препятствием два столетия, разделявшие их.

XV–XVI века были временем расцвета Ксенофонтова монастыря. Наряду с деревянными постройками, здесь был возведен каменный храм, в монастыре было значительное количество насельников, обитель владела земельными угодьями в окрестных погостах. Смертельный удар благополучию Ксенофонтова монастыря, как и многих других монастырей Новгородской земли, был нанесен бурными событиями конца XVI – начала XVII веков. В конце 1570-х – начале 1580-х гг. Ксенофонтов монастырь наполовину запустел. А в 1614 году обитель была полностью разорена шведами. Во второй четверти XVII века была предпринята попытка возобновления монастыря. Но Хутынский монастырь, земли которого граничили с землями Ксенофонтова монастыря, добился в 1651 году приписки к нему Ксенофонтовой обители. На протяжении всей второй половины XVII века Ксенофонтов монастырь вел борьбу за право быть самостоятельным. Но в 1694 году он был окончательно приписан к Хутынскому.

В начале XIX века значительные территории в Новгородском уезде со всем их населением были приписаны к военному ведомству для устройства здесь военных поселений. Вместе со всей Хутынской волостью отошла к ним и территория Ксенофонтова монастыря. Храм на месте погребения преподобного Ксенофонта стал приходским. В 1845–1851 годах древняя монастырская церковь была сломана, а над мощами святого была построена новая каменная церковь во имя преподобного Ксенофонта, которая была освящена 27 июня 1851 года. В конце XIX – начале XX веков был установлен ежегодный крестный ход из Хутынского монастыря к этому храму.

После октябрьской революции храм святого Ксенофонта некоторое время продолжал оставаться действующим. Но в 1936 году было решено его полностью ликвидировать. В секретном предписании, данном властям Новгородского района Ленинградским облисполкомом (напомним, что Новгород в тот период входил в состав Ленинградской области), устанавливалось, что храм, а самое главное — находящиеся в нем под спудом мощи святого Ксенофонта Робейского — должны быть уничтожены. Точная дата разрушения храма неизвестна. Очевидно, он был разрушен около 1938 года. В настоящее время от церкви св. Ксенофонта Робейского остались одни руины, которые представляют собой небольшой холм высотой около двух метров. На этом холме водружен крест и обозначено место, где под спудом почивают мощи преподобного.

В 2017 году недалеко от места бывшей обители в деревне Волынь была построена деревянная церковь в честь прп. Ксенофонта Робейского, которая была освящена митрополитом Львом 8 февраля этого же года. 11 июля храм отмети очередной престольный праздник.