478

5 июля 2020 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди: «Обычно каждый год, перед праздником апостолов Петра и Павла, т.е. в годовщину освящения собора, мы начинаем совершать богослужения в Георгиевском соборе. Хотя из-за раскопок, которые еще продолжаются, полноценная богослужебная жизнь там пока невозможна, но будем надеяться, что в ближайшем будущем нашими усилиями и усилиями тех, от кого это зависит, храм всё-таки будет реконструирован.

Сегодня мы слышали евангельское слово, в котором повествуется об исцелении Христом слуги римского сотника. Сотник - это славянское слово, обозначающее центуриона, то есть римского офицера, у которого в подчинении было 100 солдат. Для современников Христа эти солдаты являлись оккупационными войсками, и иудеи ненавидели римлян. Все чаяния иудейского народа и сопряженное с ними ожидание Мессии, были связаны с тем, что явление обещанного Богом Спасителя будет означать победу над римлянами и всеми остальными народами, а также восстановление земного величия Израиля. Во многом люди, которые шли за Христом, видели или готовы были видеть в Нём именно такого царя. Эпизод, о котором говорится сегодня, во многом стоит особняком.

Людей, которые услышали просьбу римского сотника об исцелении слуги, больше всего поразил ответ Христа, Который сказал: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7). Поразил не потому, что Христос мог исцелить, в этом никто не сомневался, но потому, что Он готов был ради этого войти в дом язычника, а это для иудеев было табу и считалось осквернением. Сотник, понимая всё это, пораженный такой отзывчивостью Спасителя, переживает ещё больший взлёт своей веры и говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:8-9). Эта глубокая вера тронула сердце Самого Спасителя, Который говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10).

Слуга сотника получил исцеление, и Христос обращается уже к окружавшим его в то время людям со словами: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12). Эти слова должны были еще больше поразить окружающих иудеев, которые привыкли думать, что только они избраны Богом, что они и есть сыны Царства. Они ожидали его наступления, но пророчества о нем из Священного Писания они неверно толковали: они видели его как царство одних иудеев, считали, что все противники Бога, то есть язычники, будут уничтожены. Евангелие использует образ брачного пира для описания Царства последних времен, и в притчах Спасителя, и в книге Откровения мы читаем о пире Агнца, или пире жениха, о брачной вечери, куда приглашаются все, но достойными оказываются лишь избранные.

Слова Христа о том, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом» (Мф. 8:11), говорят нам о том, что это Царство не будет ограничено национальными рамками, что для иудеев было потрясением. Но и для многих из нас, как показывает история, это кажется чем-то мало приемлемым и неприятным, потому что соблазны поставить нацию выше всего и превратить Евангелие в идеологию, которая обслуживает интересы одной только нации, были и в Византии, и в Третьем Риме. Некоторые проблемы современного Православия вызваны именно этой болезнью - национализмом. А это противоречит Евангелию, это то, что Христос отменил. Христос пришел не для какого-то одного народа - Он принадлежит тем людям, которые откликаются на Его призыв, открывают Ему своё сердце, эти люди и составляют новый народ, который в Новом Завете назван новым Израилем, а мы называем его Церковью. Это все уверовавшие, последовавшие за Христом, люди, которые в Крещении возрождаются и обновляются верой во Христа, те, кто соединяется с ним в Таинствах, кто каждый день пребывает в живом ощущении присутствия Воскресшего Господа, это люди, которые свою жизнь, свои дела, слова и мысли сверяют с тем, что сказано в Евангелии.

Если мы будем так жить, то для нас Христос становится новым Адамом, как называет Его апостол Павел, а мы Его народом, сыновьями и дочерьми Божиими, предназначенными для этого царствия. Это урок, который мы должны извлечь: ни национальность, ни политические убеждения, ни социальная принадлежность, ни даже конфессиональная, ничто не дает нам возможности требовать у Бога, чтобы Он ограничил Свою любовь только нашим избранным кругом и затворил двери Царства для всех людей, которые не подходят под наши стандарты. От каждого из нас зависит, как мы откликаемся на зов Христа, как мы своей жизнью воплощаем Евангелие и насколько законы царствия Божия становятся законами нашей жизни. Если мы будем стараться так жить, если будем воспринимать евангельское слово как руководство, то Царствие Божие войдёт уже сейчас в нашу жизнь, и мы будем его гражданами. Ведь все христиане в идеале являются гражданами Царствия Божия. Не будем никогда забывать об этом, но будем свидетельствовать об этом своими делами, милосердием, любовью ко всем людям и открытостью своего сердца Богу и ближним».