390

28 июня 2020 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Новгородской просиявших, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Григорий (Побожин).

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди: «Праздник в честь Новгородских чудотворцев довольно древний, но в нынешнем его виде празднования, которое совершается в третью неделю после Пятидесятницы, он был установлен по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. В этот же день совершается память и других соборов местных святых: Петербургских, Псковских, Вологодских и других. В первое воскресенье после Пятидесятницы празднуется память Всех святых - это праздник Вселенской Церкви. Русская Церковь совершает празднование Всех святых в земле Российской просиявших в следующее воскресенье после недели Всех святых. В третье воскресенье после Пятидесятницы Новгородская епархия совершает память своих святых чудотворцев.

Через эти празднования нам открывается нечто важное, с чем Церковь пытается достучаться до наших сердец, и это важное - святость, которая должна пониматься не просто как призвание далёких от нас людей, полумифических, неизвестных нам, живших когда-то давно, но как призвание каждого христианина. Церковь снова и снова напоминает нам, что святость - это идеал, но не недостижимый. Это тот идеал, который принёс Господь Иисус Христос. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), - говорит Он в Нагорной проповеди. Необходимо понимать, что святость и святые - это название первых христиан, но оно не означало безгрешности, это понятие не исключало какой-то греховной немощи и недостатков, которые присущи всем людям, в этом смысле без греха только один Господь Иисус Христос.

Первые христиане называли себя святыми, потому что первый и главный смысл этого слова заключается в избранности. Это люди, избранные Богом и посвященные Ему на служение, они не безгрешны, как Господь, но они посвящены Ему и именно поэтому являются святыми. Мы себя посвящаем Богу, начиная с Крещения, когда мы вступаем в Церковь, которая понимается как народ святой, новый Израиль, народ, который Господь избрал в Свой удел. Господь собирает Свой народ из Своих чад, рассеянных по всему миру, по всем временам, и этот народ называется Церковью. Мы все - члены этого народа уже в силу избранности Богом, но святость подразумевает всё-таки и высокий нравственный идеал, к которому мы должны стремиться, и он нам открывается в Евангелии, в доверии Слову Божию и в готовности жить по нему. Тогда посвященность Богу будет простираться на всю нашу жизнь и за ее границы в вечность.

Устанавливая память святых, Церковь снова и снова напоминает нам об этом высочайшем призвании, кто-то может сказать недостижимом, но Господь сказал, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). Новгородские чудотворцы, которых мы прославляем, и святые, которых мы прославляем в Церкви в другие дни, это люди, которые не считали, что этот идеал недостижим, они не сидели, сложа руки, но они верили Богу, их жизнь была посвящена Ему. Пути святости многообразны. В соборе Новгородских святых содержатся имена благоверных князей и простых монахов, святителей, Христа ради юродивых, праведных мирян и, конечно, новомучеников XX века. Мы должны задать себе вопрос: являемся ли мы действительно их наследниками по вере, духу и любви Христовой, живём ли мы евангельским духом?

Сегодняшнее слово Божие говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), не заботьтесь ни о чем другом. Эти слова можно понять как призыв к беззаботной жизни, но Христос призывает нас совсем к другому, не к беспечности. Искать правды Царствия Божия означает жить по законам Царствия Божия уже здесь, и главный закон - это любовь. Вся наша жизнь, все наши дела, слова и поступки должны быть подчинены этому закону: возлюби Бога и возлюби ближнего своего. Тогда святость будет уже в этом времени становиться свойством каждого из нас. Святость, как свойство Церкви, должна быть и будет, если мы станем жить по Евангелию, свойством каждого из нас, и только тогда мы будем воистину Христовыми. Вспомним Его слова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35)».

По окончании богослужения было совершено славление с молитвой перед иконой праздника.


Его Преосвященству сослужил благочинный обители иеромонах Григорий (Побожин). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.