420

В честь этого святого написано огромное количество икон. Мы расскажем о трех самых древних новгородских иконах Николая Чудотворца, которые не только прославились чудесами, послужили источником для новгородской летописи, но и выразили представление новгородцев об образе святителя.

Первая новгородская икона святителя Николая, о которой мы расскажем, относится к одним из самых ранних образов святого, появившихся на Новгородчине. Икона круглой формы с поясным изображением Николая Чудотворца, происходящая из Никольского собора на Ярославовом дворище - это один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в построенный в честь этого события Никольский собор на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают, что икона, как и говорит предание, могла быть привезена около 1113 года (год закладки Никольского собора). Сейчас икона находится в собрании Новгородского музея-заповедника.


«Никола Дворищский» XII век, Новгород. Новгородский музей-заповедник

Самым ранним из точно датированных произведений древнерусской живописи является одна из почитаемых новгородских икон – образ святителя Николы с избранными святыми на полях. Она была написана в 1294 году для построенной незадолго до этого (1292 год) церкви Николы на Липне. Много веков она была храмовой иконой. Икона примечательна тем, что на ней сохранилась упоминание имени художника – Алекса Петров – что делает ее, по словам советского историка и искусствоведа Виктора Лазарева, совершенно уникальным памятником. Вторая отличительная особенность иконы, делающая ее уникальной, это крестчатый гиматий Христа, Который находится справа от святителя. В искусстве византийского круга какие-либо изображения и украшения на одеждах Христа очень редки. В русском искусстве XIII века единственный подобный пример представляет икона «Спас Златые власы» в Московском Кремле, с золотыми узорами на одеянии.

Главным источник сведений об обстоятельствах создания произведения – ктиторская надпись, расположенная в нижней части образа, надпись привлекала внимание исследователей еще в середине XIX века. Тогда же было высказано предположение о том, что икона была использована в качестве одного из источников новгородской Третьей летописи. Икона была поновлена в 1556 году по повелению игумена монастыря Антония. После запустения Липенского монастыря икона в 1798 году была перемещена в Сковородский монастырь. Из него в 1921 году поступила в Новгородский музей-заповедник.


«Никола Липенский» XIII век, Новгород. Новгородский музей-заповедник

В новгородском Духовом монастыре, который известен по летописным данным с 1162 года, когда-то находился образ Николая Чудотворца. До раскрытия икона датировалась 1500 годом из-за надписи XVIII века, выполненной при поновлении иконы: «…от воплощения Бога Слова 1500 написан сей образ святого великого святителя Николая Мирликийского Чудотворца, взят сей образ из Диких пол…». После раскрытия икону вначале датировали XII веком. Затем искусствоведы Виктор Лазарев и Галина Колпакова датировали образ серединой XIII века. 

В документах конца XVI века в Духовом монастыре упоминается то церковь святителя Николая, то Никольский придел при церкви святой Троицы. Учитывая довольно большой размер иконы и ее представительность, можно предположить, что это был храмовый образ. Хотя монастырь, где икона была найдена, и не играл выдающейся роли в истории новгородской культуры, но высокие художественные достоинства этого образа свидетельствуют о его принадлежности кисти серьезного мастера. В образе святого художник сделал акцент прежде всего на его роли «правила веры» и «воздержания учителя». Лик святителя Николая на иконе достаточно суров и неприступен, и такая трактовка образа святого вполне соответствует новгородскому идеалу, замечательно сформулированному советским искусствоведом Игорем Грабарем в следующих словах: «Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». В 1920-е годы икона из Духова монастыря поступила в собрание Новгородского музея-заповедника. В 1933 году образ был отправлен в Русский музей.


Икона Николы из Свято-Духова монастыря, XIII век, Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15