446

10 мая 2020 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка совершил всенощное бдение.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).

После Причастия был совершен крестный ход вокруг монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Христос воскресе! Нет более радостных и вселяющих надежду слов, чем эти, потому что весь мир, каждый из нас нуждается в исцелении и воскресении, которое совершает над нами Господь. В продолжение сорока дней после Пасхи, в наших храмах гремит это торжественно песнопение, которое возвещает о победе Христа над смертью и над адом, о Воскресении Христовом, которое должно стать и нашим с вами воскресением, нашим с вами достоянием. В продолжение этих дней мы приветствуем друг друга древним, но в тоже самое время вечным приветствием «Христос воскресе», возвещая снова и снова о победе Божией любви над грехом и над смертью. Цикл воскресных евангельских чтений в течение этой пятидесятницы подчинен определенной логике, так же, как и чтения, которые мы слышим в Великом Посту.

Эта логика нам станет более понятной, если мы поймем, что в основе всей богослужебной традиции и великопостной, и пасхальной, в ее ядре лежит крещальная практика древней Церкви. Когда в Великую Субботу люди, которые готовились в течение несколько лет, к принятию Крещения, принимали в присутствии всей Церкви, всей общины это важное Таинство, вступали в Церковь. Для них это и было пасхальным праздником, а вместе с ними торжествовала вся Церковь. Потому что Крещение наше совершается во имя воскресшего Господа Иисуса Христа: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Те, кто крестились, облеклись во Христа, поет Церковь. На протяжение великопостного периода та часть оглашаемых, которая должна принять Крещение накануне Пасхи, особым образом готовилась, более интенсивно, и это прослеживается и в песнопениях, и в евангельских чтениях. Эта же подготовка продолжалась и после Крещения, в пасхальные дни.

То есть, они слушали беседы, которые назывались уже не огласительными, а тайноводственными, они продолжались в течение какого-то периода, а новокрещеные несколько дней пребывали в храме и слушали слово Божие, наставлялись в истинах веры и ежедневно причащались. И вот, если мы посмотрим на евангельские чтения, которые рассеянны по неделям после Пасхи, то увидим, что они имеют особую цель - дать наставление новым христианам, которые во Христа облеклись. В первые две Недели о Фоме и Жен-мироносиц особым образом говорится в Евангелие о сомнениях и вере апостола Фомы, и в то же самое время это дополняется, если не противопоставляется верностью жен-мироносиц, которые даже еще до всякой вести о Воскресении больше остальных учеников Господа сохраняли Ему верность, свою любовь, придя рано утром ко гробу. А в последующие воскресные дни, начиная с сегодняшней Недели о расслабленном», мы слышим повествование о чудесах и знамениях Царства Божия, совершенных Христом еще до Воскресения, в течение земной жизни, но особый смысл которых раскрывается для нас уже в свете Воскресения Христова.

Как для людей, которые недавно приняли Крещение от воды и от Духа и облеклись во Христа, так и для нас с вами очень важно, например, сегодняшнее евангельское чтение об исцелении расслабленного на Овчей купели. Христос встретил парализованного человека у источника, который считался целебным, но этот человек был покинут всеми и не имел даже близких людей, которые могли бы ему помочь. И в ответ на слова расслабленного, что он не имеет того человека, который помог бы ему спуститься в целебный источник, Христос его исцеляет. И это ответ на каждое человеческое вопрошание, на каждое человеческое одиночество, когда мы говорим, что не имеем человека, что мы покинуты Богом, что мы переживаем какой-то кризис, какие-то страдания, ответ в виде исцеления и воскрешения нашей души приходит во Христе. Купальня была прообразом Крещения, и исцеляет не вода, а Сам Христос Спаситель, вечный Врач душ и телес наших, надежда, упование всех концов земли и наше Воскресение.

Последующие евангельские чтения продолжат эту тему, где присутствует вода. Следующая неделя будет о самарянке, беседа Христа с ней у колодца, когда Он будет говорить о воде живой, последующее воскресение - о слепом, которого Христос исцеляет. Во всех этих евангельских отрывках сквозит главная цель, истинный Врач душ и телес наших – это Христос, Он дает нам силы восстать от расслабления, Он исцеляет наши очи мысленные и физические, и очи сердца нашего, давая нам уразуметь Истину. И Он же есть источник воды живой, «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», - говорит Христос на проповеди в Иерусалимском храме. «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37,38). Как замечает евангелист, что «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39). В Крещении мы все принимаем этого Духа Святого, а праздник Пасхи и праздник Пятидесятницы, к которому мы сейчас устремляемся, это напоминание всем нам о том, в Кого мы уверовали, в Кого облеклись, и чей Дух мы приняли. Кто мы такие? К чему призывает нас Господь? Мы Церковь, Его Тело, Его народ, Его братья и сестры. И еще по-особому мы должны воспринять в эти пасхальные дни то, что Христос - Глава Церкви, и по выражению Иринея Лионского, Он возглавил, как новый Адам человеческий род, и как Глава уже восстала из мертвых, так и все тело, то есть все мы, должны восстать, силою Христовой преодолеть смерть, силою Божию стать причастниками Его Воскресения, Его любви, Его жизни вечной».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15