450

12 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре продолжилась научная конференция «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама». Во время семинара философ, религиовед, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Теология» НовГУ Сергей Аванесов выступил с докладом «Георгиевский собор как многомерный социокультурный символ».

Какую роль играет Георгиевский собор в общей структуре общегородского пространства? Что он собой выражает? Как организует окружающее пространство? Как формирует структуру города? Как эта структура влияет на психологию людей? Каким образом собор выступает в качестве символа, знака особых ценностей? Ответы на эти вопросы Сергей Аванесов озвучил в своем докладе о Георгиевском соборе, средневековых церквях и городах в целом.

Собор как духовная доминанта

Георгиевский собор - это доминанта южной части города, и его доминирующий объем привлекает к себе большое внимание, у него особое положение. С одной стороны, это княжеский собор, он подчеркивает значимость княжеской власти. С другой стороны, он поставлен на противоположном берегу от Рюрикова городища и тем самым демонстрирует, что политическая и духовная власть - это разные доминанты, разные сферы жизни.

Георгиевский собор показывает, что духовная доминанта превосходит масштаб княжеских сооружений. Собор - это такой объем, который говорит о главенстве власти духовной над земной, светской. Поэтому он находится на Софийской, главной стороне, в отличие от Городища. Вместе все это образует сложный визуальный текст или картину, которую можно читать. Для средневекового человека это вполне естественно. Он мог читать не только письменный текст, для него вся природа была книгой Божией, а архитектура - способом записи своих ценностей.

Георгиевский собор, как и любой другой храм, по своей форме прочитывается как многомерный визуальный образ. Во-первых, это образ небесного Иерусалима. Членение храма – фасадные лопатки, позакомарное покрытие - содержит по 3 прясла с каждой стороны, то есть их получается 12. Это символ 12-ти ворот небесного Иерусалима. Во-вторых, каждый храм, в том числе и Георгиевский собор, напоминает нам земной Иерусалим, потому что его топография повторяет святые места Иерусалима. Любой храм - это копия Иерусалима исторического и икона Иерусалима небесного. То есть храм своим видом «проповедует» Евангелие, смысл и цель жизни – достижение Царства Небесного.

Устройство христианского города

Средневековые люди считали, что для ангелов город - это знак. Ангел может с небес видеть, что город христианский, если в его основании лежит крест. У города есть не только земной, но и небесный фасад. В Великом Новгороде он устроен следующим образом: 4 собора - Софийский собор, Николо-Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря и Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря - расположены по отношению друг к другу так, что формируют крест. Это основание города, то есть Великий Новгород расположен крестом. Его доминанты (соборы) перекликаются. Получается, что Георгиевский собор имеет не только местное значение - он входит во всю городскую структуру пространства. С Софии этот рисунок начинается и продолжается таким образом, чтобы создать крест. На кресте все держитсяТо есть Георгиевский собор - это одна из четырех опор, на которых держится небесный фасад города. Все остальные храмы выступают как блики, отражения, копии, которые исходят из этих доминант. Это поддержание и заполнение креста.

Для средневекового человека пространство всегда неоднородно. Оно обладает различным уровнем святости. Когда мы приближаемся к городу, то сначала видим природу. Это еще хаос. Потом мы видим городскую стену, и это уже некая собранная структура, затем мы видим доминанты. Так возникает иерархия. Мы входим в город как бы через святые врата, пересекаем границу и, передвигаясь к центру города, где стоит собор, попадаем в большую концентрацию святости. Чем больше святости, тем больше жизни. Въезд в город означает как бы передвижение от смерти к жизни. Раньше традиционные русские города строились именно так. Древнерусская архитектура обладала огромным потенциалом эстетическим, семантическим и средневековый человек умел это читать. Храмы и города и задумывались как визуальные тексты. А что такое визуальный текст для средневекового человека? Это икона. Город в понятии наших предков - это икона, список с исторического Иерусалима, и икона как прообраз небесного Иерусалима. Здесь каждая деталь имеет значение. Для наших современников очень важно учиться у предков читать визуальные тексты, особенно живя в таком древнем городе, как Великий Новгород!