426

8 декабря 2019 года, в день памяти святителя Климента, папы Римского, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня в день отдания праздника Введения во храм Божией Матери, Православная Церковь совершает память одного древнего святого, имя которого необычайным образом связано с началом христианства на Руси - это священномученик Климент Римский. Климент Римский принадлежит к тем отцам, которых еще называют отцами апостольского века или мужами апостольскими, потому что это было поколение святых, которые были самовидцами святых апостолов Христовых. Так целый ряд святых отцов говорит о том, что Климент был учеником апостола Павла, и он, тот самый Климент, о котором упоминает апостол Павел в послании к Филиппийцам: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом, и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» (Флп. 4:3).

Иоанн Златоуст добавляет, что он был не просто сотрудником апостола Павла, но и страдал вместе с ним. Однако житие Климента Римского более позднее, чем время жизни и кончины святого, говорит о том, что он был учеником апостола Петра. В любом случае, как христианин второй половины I века в Риме, он мог быть свидетелем и слушателем обоих апостолов. Потому что оба апостола последние дни своей жизни провели в Риме и мученически скончались при императоре Нероне в 60-е годы. По единогласному свидетельству Церкви, Климент был епископом в Риме в конце I века, с 92 по 101 год. Это было время тяжелых испытаний, когда борьба Римской империи против христианства только начиналась. Если жертвой гонений Нерона стали первоверховные апостолы, то Климент был сослан при императоре Домициане в Херсонес, это нынешняя территория нашей страны, на Инкерманские каменоломни, куда ссылали узников. Там он продолжал апостольскую проповедь, крестил тысячи заключенных, вероятно, что и местных жителей греческих поселений, и за эту проповедь о Христе он мученически пострадал в 101-ом году.

До наших дней дошли два его послания к Коринфянам. Эти писания, как и послания других мужей апостольских, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, являются драгоценным свидетельством о вере и жизни ранних христиан, потому что с этих страниц к нам обращается не только сам автор, но, как бы, и сами апостолы, которые были учителями этих отцов – Климента, Игнатия и Поликарпа. Тем самым эти писания являются для нас драгоценным источником знаний о вере и жизни христиан I - начала II века, убеждая нас, при внимательном чтении, что та вера, та Церковь, которую описывают эти отцы – это и наша с вами вера и наша с вами Православная Церковь.

Мощи святого Климента были обретены святыми братьями Кириллом и Мефодием во время хазарской миссии в IX веке. Потом они сослужили хорошую службу, когда у них возникли трения с западными миссионерами во время проповеди в Моравии. Они отправились в Рим для того, чтобы заручиться поддержкой папы Римского, тогда Церковь была одна, чтобы он благословил эту миссию среди славян. Кирилл и Мефодий торжественно принесли мощи святого Климента в Рим, где был устроен праздник в честь сретения мощей, и совершено славянское богослужение. Впоследствии трудами учеников святых братьев просвещалась Болгария, а когда христианство приняли на Руси, уже в X - начале XI века, то все славянские переводы учеников святых братьев были востребованы и на Руси.

Кроме этого сам Климент не только духовно, через эту миссию, но и своими мощами прибыл в Киев, потому что князь Владимир перенес из Херсонеса часть его мощей – главу, которая была положена в Десятинной церкви в Киеве. Таким образом, имя этого святого стоит у истоков христианства на Руси. Он был очень почитаем в древности на Руси, ему посвящались храмы, в том числе и в Новгороде, в одном из которых сегодня престольный праздник. Вспоминая этого святого, мы можем обратиться к его наставлениям, адресованным христианам I века, в послании к Коринфянам. Эти послания, в общем-то, читались не только несколько поколений в Коринфе за богослужением, но они адресованы всем поколениям христиан, в том числе и нам с вами, христианам, живущим в XXI веке. Поэтому, почитая его память, вслушаемся в наставления нашего духовного отца для того, чтобы не только называться христианами, но и жить по-христиански. В своем послании святой Климент много внимания уделяет любви, основной добродетели христианина, и, вероятно как ученик апостола Павла, озвучивает то же, что содержится в 13 главе первого послания к Коринфянам святого апостола Павла.

Вот, что пишет в конце I века Климент Римский в Коринф, для того, чтобы утихомирить раздоры и распри среди тамошних христиан: "Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы. Кто может изъяснить союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его? Несказанна высота, на которую возводить любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовию все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши"». 


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря и всех молящихся в храме под управлением регента Ольги Вересовой.