365

17 октября Церковь вспоминает кончину святого благоверного князя Владимира Новгородского, который княжил в Новгороде 18 лет и построил новгородский Софийский собор, где и был погребен.

Благоверный князь новгородский Владимир, внук святого равноапостольного князя Владимира, старший сын великого князя Ярослава и благоверной княгини Анны (в миру Ирины), родился в 1020 г. Как старший из оставшихся в живых сыновей великого Ярослава, Владимир еще в юных летах (16 лет) получил от него и старейшее между областями русское княжение Новгородское. Новгородцы, преданные от души Ярославу, скоро полюбили и сына его Владимира. Он отличался свойственной его роду храбростью в воинских делах, из которых известны следующие.

В 1042 г. Владимир с Новгородскими дружинами ходил на Ямь (нынешнюю Финляндию) и одержал там несколько побед. Это была первая воинская попытка юного витязя. Потом он вел войну с греками по следующему поводу. В Константинополе убили одного знатного россиянина. Убийство это чрезвычайно огорчило великого князя Ярослава, и он послал против греков войско под начальством старшего сына своего Владимира и воеводы Вышаты. Молодой князь должен был командовать морской силой, а воевода - сухопутными войсками.

В Греции тогда императором был Константин Мономах. Этот император, не желая войны, прислал к Владимиру послов с дружеским письмом, в котором обещал разобрать дело и наказать виновных. Князь не уважил этого письма. Тогда император Константин велел взять под стражу всех русских, бывших в Константинополе, и вышел на кораблях против судов Владимировых. Когда оба флота сошлись между собой, то император, как говорят, снова предлагал мир Владимиру. «Согласен, - отвечал князь, - если вы, богатые греки, дадите на каждого моего воина по три фунта золота».

Грекам такое условие показалось унизительным, и началась битва. Три галеры врезались с греческим огнем в середину судов русских и зажгли несколько судов, от чего произошло смятение. К этому присоединилась еще большая буря, от которой одни из мелких русских судов потонули, а другие рассеяны были по берегу. Судно Владимира также пошло было ко дну, но, к счастью, какой-то воевода Творимирич спас его на своей лодке. Воевода Вышата выступил в бой с греками на сухом пути около крепости Варны; но здесь почти все наши воины положили свои головы; осталось только около 800 человек, которых с воеводой Вышатой греки взяли в плен и всем им выкололи глаза.

После такой неудачи Владимир уже не думал более о завоеваниях и, не теряя времени, сел с остатком дружины своей на уцелевшие суда и отправился к Киеву. Между тем греки, упоенные победой, желая довершить поражение неприятеля, отправили вслед за русскими несколько судов с двумя легионами императорских воинов. Погоня скоро настигла русских; лодки сцепились между собой – и здесь снова произошел отчаянный бой. Но греки на этот раз были разбиты наголову; суда их (числом до 24-х) сожжены, полководец Мономахов был убит и с ним много людей, и Владимир возвратился в Киев с богатой добычей и со множеством пленных.

Таковы были воинские доблести благоверного князя Владимира. Но он не менее известен и по доблестям христианским. В Киеве Владимиру весьма понравился тамошний великолепный храм Софии Премудрости Божией, а потому он пожелал создать такой же храм и в Новгороде. Для скорейшего же удовлетворения своему желанию он немедленно вызвал строителей и художников из Царьграда и приступил к сооружению храма, подобно Киевскому, который был построен по образцу Византийского храма Юстинианова. В этом благочестивом занятии весьма много и усердно помогали князю мать его - благоверная княгиня Анна, и блаженный епископ Лука.

При их общем содействии и наблюдении, подобный во всем Киевскому, новгородский Софийский собор сооружался только семь лет; так что основанный в 1045 г., он был торжественно освящен 14 сентября 1052 г. При любви и усердии к храму Божию князь Владимир был преисполнен и другими христианскими добродетелями, в особенности же набожностью и благочестием, почему и причтен был Церковью к лику святых сразу по кончине своей, которая последовала 4-го октября 1052 г. – через три недели по освящении созданного им храма Святой Софии Премудрости Божией.

По выражению святой Церкви, благоверный князь Владимир, живший на земле 32 года и княживший в Новгороде 18 лет, был «Божественный сосуд избран Богови». В недолгие дни своей земной жизни под руководством благочестивой матери успел «и сласти страстныя от души отгнать, и Троице селением столь чистым быть», что благодатная жизнь духа открылась в нетлении тела, и оставить по себе вечный памятник благочестия в сооружении святого храма, который существует и доныне.

Князь Владимир был погребен вместе с родительницею в Корсунской паперти Софийского собора. Отсюда нетленные мощи благоверных князя и княгини перенесены митрополитом Макарием в 1652 г., по указу царя Алексея Михайловича и по благословению Патриарха Никона, в соборную церковь и положены на том месте, где ныне покоятся. Нетленные мощи святого благоверного князя Владимира Ярославича открыто почивают в богатой раке, сделанной из серебра, в коем весу 4 пуда 28 фунтов и 7 золотников. Рака же помещается в арке стены, отделяющей алтарь придела во имя сего князя от главного храма Святой Софии Премудрости Божией. Память святого князя 4-го октября и 10-го февраля (по старому стилю).

Источник информации: рубрика «Святые Новгородской земли X-XI век».