561

16 октября 2019 года в Успенском храме Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин отпевания архимандрита Нестора (Жиляева), почетного настоятеля Троицкого храма поселка Назарьево Одинцовского района Московской области. В богослужении принял участие митрополит Лев.

Как сообщает сайт Московской епархии, перед началом отпевания Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам заупокойного богослужения:

«Я хотел бы обратиться ко всем вам со словом пред гробом усопшего отца Нестора (Жиляева). Вспоминаю его еще совсем молодым человеком, которому не удавалось поступить в духовную семинарию в Троице-Сергиевой лавре ввиду отрицательного отношения к его кандидатуре со стороны светских властей. Мы встретились с ним впервые по просьбе протопресвитера Виталия Борового, у которого отец Нестор духовно окормлялся. В старом здании Отдела внешних церковных сношений отец Нестор поведал мне о своей жизни, о горячем желании служить Церкви, о трудностях, с которыми он сталкивался всякий раз, когда обращался с просьбой о зачислении в духовную семинарию. Насколько это было в моих силах, я помог отцу Нестору. Правда, ему пришлось поменять свои планы, и он поступил в Ленинградские духовные школы, которые с успехом закончил. Затем по моей инициативе отец Нестор был отправлен на очень ответственное служение в Женеву, где был представителем Русской Церкви при Всемирном совете церквей и настоятелем нашего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Должен сказать, что отец Нестор особенно проявил себя как настоятель. В то время наш приход в Женеве был немногочисленный, многие люди по политическим соображениям попросту боялись переступать порог храма Московского Патриархата. Дело в том, что в Женеве проживало большое количество представителей так называемой первой волны эмиграции, у которых было очень сдержанное отношение к Советской России, и именно поэтому они воздерживались от посещения нашего храма.

Отцу Нестору удалось расположить к себе верующих, в том числе эту часть паствы. Хорошо знаю, какие добрые отношения связывали его и с теми православными людьми, которые по упомянутой мной причине не имели возможности посещать наш храм.

Почему же люди откликались на слова увещания отца Нестора? Почему следовали его советам? Потому что доверяли отцу Нестору. Он был человек очень искренний и в этом смысле не очень подходил для дипломатической работы. Он говорил правду в глаза, говорил все, что думает по тому или иному вопросу. Именно это качество меня особенно подкупало в нем. В этом смысле он был плохим дипломатом, но хорошим человеком. И люди чувствовали эту его искренность и тянулись к нему.

По окончанию своего послушания в Женеве отец Нестор поступил в мое распоряжение, и я направил его в Калининградскую епархию, в город Нестеров, где он успешно совершал служение в качестве настоятеля. Он был очень заинтересован в том, чтобы, по возвращении из Женевы, ему была предоставлена возможность простого приходского служения. Он не хотел работать ни в каких московских церковных учреждениях, а хотел погрузиться в простую пастырскую работу и был благодарен за то, что получил место настоятеля в городе Нестерове.

Как и в Женеве, вокруг него собралась группа людей, я бы сказал, группа почитателей, которые искренне полюбили отца Нестора, так же, как и клир Калининградской епархии. Затем отец Нестор перешел в Московскую епархию, и я знаю, что и здесь многие оценили его пастырские и человеческие качества. Всегда очень по-доброму отзывался о почившем и владыка митрополит Ювеналий, когда мы в разговоре касались личности отца Нестора. Все это свидетельствовало о том, что он действительно окружен и вниманием, и любовью.

Отец Нестор не отличался хорошим здоровьем, это было заметно, но никто из нас, кто близко его знал, и представить себе не мог, что эта физическая слабость приведет к столь преждевременной кончине. По воле Божией случилось то, что случилось. Но у всех нас, кто его знал и любил, он останется в молитвенной памяти. Призываю всех молиться о нем Господу. Пусть Господь поддержит сегодня всех тех, кто был близок к отцу Нестору, кто особенно переживает его кончину. А в нашей памяти он сохранится как человек открытый, смелый, преданный Церкви, способный на дружбу и на верность. Да упокоит Господь душу его в Своих небесных обителях. Аминь».

 За богослужением Его Святейшеству сослужили Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископ Видновский Тихон, духовенство Московской областной епархии.

Богослужебные песнопения исполнил хор Георгиевского собора города Одинцово Московской области (регент П.Е. Карпов).

В храме молились настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), клирики г. Москвы и Московской области, родные и близкие, духовные чада и прихожане почившего пастыря.

Архимандрит Нестор (Жиляев) был погребен на Преображенском кладбище г. Москвы.

***

Архимандрит Нестор (Жиляев Александр Николаевич) родился 13 марта 1955 года в г. Москве. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1975 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1981 году окончил Ленинградскую духовную академию. В 1981-1982 годах проходил стажировку в институте г. Боссэ в Швейцарии.

18 апреля 1982 года ректором ЛДАиС архиепископом Выборгским Кириллом (будущим Патриархом Московским и всея Руси) рукоположен в сан диакона, 8 июня 1983 года — в сан иерея.

В 1983 году получил ученую степень кандидата богословия.

С 1983 по май 1990 года — референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Служил в Новодевичьем женском монастыре города Москвы.

26 декабря 1987 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с наречением имени Нестор в честь преподобного Нестора Летописца.

В 1988 году возведен в сан игумена.

С 1991 по август 1993 года —настоятель Свято-Духовского прихода города Нестерова Калининградской области.

26 августа 1993 года назначен представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве (Швейцария) и настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.

В 1994 году возведен в сан архимандрита.

9 апреля 1998 года направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

В 1998-1999 годах — настоятель Александро-Невского храма города Звенигорода.

9 ноября 1999 года назначен настоятелем храма Гребневской иконы Божией Матери города Одинцово и благочинным церквей Одинцовского округа Московской областной епархии.

8 февраля 2005 года назначен по совместительству настоятелем Георгиевского собора города Одинцово, освящение которого было совершено в сентябре 2007 года.

С 16 марта 2011 по 22 сентября 2017 года исполнял обязанности координатора конкурса «Православная инициатива» от Московской областной епархии.

18 сентября 2017 года освобожден от должностей благочинного церквей Одинцовского округа, настоятеля Георгиевского собора по состоянию здоровья с выражением благодарности за понесенные многолетние усердные труды и назначен почетным настоятелем Троицкого храма поселка Назарьево Одинцовского района.

За время служения архимандрита Нестора в должности благочинного Одинцовского церковного округа было открыто более 20 новых приходов, построено и восстановлено 40 храмов и часовен, возведен один из лучших в Московской областной епархии православный социально-культурный центр, поднята на высокий уровень работа с молодежью и образовательными учреждениями, укреплено взаимодействие с воинскими подразделениями и силовыми структурами.

Архимандрит Нестор был отмечен многими церковными наградами. В 2006 году он был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…».

Архимандрит Нестор скончался 12 октября на 65-м году жизни.


Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси