280

28 августа церковь вспоминает кончину преподобного Макария Римлянина, Новгородского, который прибыл из Рима в новгородские земли, принял здесь монашеский постриг и основал мо­на­стырь.

Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Рим­ля­нин, Нов­го­род­ский, ро­дил­ся в кон­це XV сто­ле­тия в Ри­ме в се­мье бо­га­тых и знат­ных граж­дан. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли его в стро­гих за­ко­нах ре­ли­гии и да­ли ему бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние. Изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тво­ре­ний свя­тых от­цов бы­ло по­сто­ян­ным за­ня­ти­ем бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка.

Ду­хов­ный раз­лад за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства и цер­ков­ные нестро­е­ния по­бу­ди­ли его ид­ти на во­сток. Раз­дав неиму­щим бо­гат­ство, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­ки­нул Рим.

Тру­ден был путь по­движ­ни­ка. На­ко­нец он до­стиг Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Бла­го­ле­пие церк­вей и мно­го­чис­лен­ных мо­на­сты­рей нов­го­род­ских по­ра­зи­ли пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. Па­лом­ни­чая по оби­те­лям нов­го­род­ским, он при­шёл в Свир­ский мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Александра († 1533; па­мять 30 ав­гу­ста/12 сен­тяб­ря и 17/30 ап­ре­ля), где игу­мен­ство­вал сам ос­но­ва­тель оби­те­ли.

При­няв здесь мо­на­ше­ство с име­нем Ма­ка­рий, пре­по­доб­ный ре­шил на­все­гда за­тво­рить­ся в кел­лии. По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го инок Ма­ка­рий из­брал се­бе ост­ро­вок за­бо­ло­чен­но­го бе­ре­га ре­ки Лен­зы, где сру­бил кел­лию.

Из­ну­ряя плоть и сми­ряя дух, в стро­гих по­дви­гах бде­ния, по­ста и бес­пре­стан­ных мо­литв, пи­та­ясь яго­да­ми и тра­ва­ми, он под­ви­зал­ся нема­лое вре­мя в пол­ном уеди­не­нии. Гос­подь вос­хо­тел явить по­движ­ни­ка ми­ру и через него при­ве­сти мно­гих к ду­шев­но­му спа­се­нию. Од­на­жды Про­мыс­лом Бо­жи­им к кел­лии пре­по­доб­но­го при­шли охот­ни­ки, за­блу­див­ши­е­ся сре­ди бо­лот­ных то­пей. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял пут­ни­ков в сво­ей кел­лии и по­де­лил­ся сво­ей скром­ной пи­щей.

По­ки­дая его, охот­ни­ки ди­ви­лись сми­ре­нию и уму оди­но­ко­го по­движ­ни­ка. Мол­ва о его свя­той жиз­ни ста­ла рас­про­стра­нять­ся в окру­ге, при­вле­кая лю­дей, жаж­дав­ших ду­хов­ных на­став­ле­ний и ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный не от­ка­зы­вал в ду­хов­ной по­мо­щи страж­ду­щим, но мир­ская сла­ва тя­го­ти­ла его. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пе­ре­се­лил­ся ещё да­лее, в глубь бо­ло­та, но Гос­подь див­ным об­ра­зом от­крыл лю­дям его но­вое убе­жи­ще.

Сво­и­ми по­дви­га­ми он при­влёк к ме­сту осо­бую бла­го­дать Бо­жию, яв­ляв­шу­ю­ся окрест­ным жи­те­лям то в ви­де стол­па ог­нен­но­го, то в ви­де бла­го­ухан­но­го ды­ма, рас­про­стра­няв­ше­го­ся по окрест­но­стям. Усерд­но по­мо­лив­шись Гос­по­ду, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий бла­го­сло­вил рев­ни­те­лей жиз­ни ино­че­ской ста­вить здесь кел­лии. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло но­вой оби­те­ли.

Вско­ре бы­ла по­стро­е­на неболь­шая де­ре­вян­ная цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ок. 1540 г.). Пер­вым игу­ме­ном стал сам пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, воз­ве­дён­ный в свя­щен­ный сан свя­ти­те­лем Нов­го­род­ским, мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. Управ­ляя оби­те­лью в те­че­ние несколь­ких лет, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стя­жал у Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния.

Пред­чув­ствуя кон­чи­ну, пре­по­доб­ный пе­ре­дал на­сто­я­тель­ство од­но­му из уче­ни­ков, сам же уда­лил­ся на ме­сто сво­е­го пер­во­по­движ­ни­че­ства. Здесь пре­по­доб­ный Ма­ка­рий мир­но по­чил о Гос­по­де 15 ав­гу­ста по старому стилю во вто­рой по­ло­вине XVI ве­ка. Ино­ки по­греб­ли сво­е­го игу­ме­на у сте­ны со­здан­ной им Успен­ской церк­ви.

В 1761 го­ду при пе­ре­строй­ке хра­ма над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Рим­ля­ни­на устро­ен при­дел в его честь. Ра­зо­рен­ный шве­да­ми в 1615 го­ду, мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Рим­ля­ни­на был вос­ста­нов­лен в XIX ве­ке.