405

11 августа 2019 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди: «Сегодня в Евангелии читался рассказ о том, как Христос в пустынном месте насытил хлебами и рыбой 5 тысяч человек. Он удалился в пустынное место после смерти Иоанна Крестителя, возможно, чтобы побыть одному в молитве Богу Отцу, укрепить свои дух и тело для последующего служения, недолгого, как окажется, в этом мире. И в это пустынное место за Христом пошли люди с окрестных городов, большое количество, тысячи человек, потому что они жаждали Его слова, Его чудес, как и мы сейчас жаждем что-либо получить от Бога. Они нашли Его там, в пустынном месте, и Он многих исцелил.

Так как час был поздний, повествует евангелист Матфей, ученики сказали: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14:15), но Христос ответил им: «Вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Апостолы сказали, что у них всего пять хлебов и две рыбы. Тогда Спаситель повелел собравшимся людям воссесть рядами на траве, взял хлеб и рыбу, благословил и начал раздавать народу. Скорее всего, это благословение заключалось в традиционной молитве, которая в каждой семье читалась во время трапезы: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь Израилев, Изводящий хлеб от земли». После благословения та скромная пища, которую апостолы дали Христу, насытила весь народ.

В этом повествовании, конечно, много смыслов. Это одно из проявлений милосердия Господа, когда чудеса совершаются не для того, чтобы поразить воображение людей, слушающих и видящих Его, а только из любви к человеку. Это и пример каждому из нас: откликаться на мольбу, нужду, в частности, на голод людей, которые рядом. Также здесь сегодня, как думается, для каждого из нас звучат, как заповедь, слова Христа, обращенные к апостолам: «Вы дайте им есть». Это значит, что Христос избрал своих учеников как ядро будущей Церкви. И теперь Он дает заповедь: «Вы дайте им есть». Конечно, такое чудо – насытить свыше пяти тысяч человек – мог совершить только Господь, а не человек. Но и человеческое участие здесь было необходимо. Апостолы должны были проявить участие - принести скромный дар для того, чтобы Христос мог насытить голодных.

Чудеса Христовы часто совершались в ответ на веру людей. Можно также вспомнить исцеление расслабленного, которого спустили через разобранную кровлю его друзья. Здесь тоже видно, что Христос призывает своих учеников, а в их лице и нас всех в свои соработники. Что это значит? Мы своими силами не способны изменить мир. Мы не способны изгнать из мира зло, страдание, нужду. Но мы можем сделать то малое, что от нас зависит. С искренним сердцем, желанием послужить Христу, быть Его орудием любви в этом мире. Тогда через это малое будет действовать великое. И Господь будет преображать нас, людей, которые окружают нас, и весь мир. Это и требуется от нас как учеников Господа – быть готовыми послужить Ему тем, что мы имеем, ради того, чтобы Он через это малое, немощное сотворил великое и сильное. Этот случай, описанный в Евангелии, является также прообразом Евхаристии, будущего Таинства Церкви. Часто изображение насыщения пяти тысяч человек в христианском искусстве как раз указывает на Евхаристию, на то, что сам Христос есть Хлеб Истинный, сшедший с небес, который насыщает всякого человека и дает ему жизнь вечную.

В Евхаристии, которую мы совершили сегодня, Господь тоже принимает от нас наш малый дар – немного хлеба и вина, для того, чтобы этот дар преобразить в свои Тело и Кровь, а вместе с этим преобразить и каждого из нас. Он возвращает наш дар в виде Самого Себя. В Причастии мы вкушаем уже не хлеб и вино, а жизнь Божественную, жизнь Вечную. Это образ того, чем должна быть Церковь и кем должны быть христиане в этом мире. Мы должны принести то малое, что у нас есть, но от всего сердца и души, чтобы Бог преобразил наши сердца, наши души и всю нашу жизнь».