506

9 июля 2019 года в Софийском соборе состоялось праздничное богослужение в честь празднования Тихвинской иконы Божией Матери, которое возглавили митрополит Лев и епископ Арсений. Накануне вечером было совершено всенощное бдение.

После Литургии богослужения был совершен молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери.

По окончании богослужения митрополит Лев обратился к молящимся со словами проповеди. Владыка отметил, что всякий раз, когда мы чтим икону Божией Матери, в каком бы месте она не находилась, мы всегда поклоняемся именно первообразу, самой Божией Матери. В истории человечества по всему миру имеется множество образов, явленных в силу различных обстоятельств. Эти иконы получили наименования в честь мест, где случались эти чудеса. Сегодня чествуется Тихвинская икона, в частности ее Новгородский список. Эта икона связана с историей нашего государства. Новгородская икона была написана для подписания Столбовского мира, после чего была доставлена в Новгород. Подобные святыни посылаются нам в трудные моменты по нашим молитвам для духовного укрепления. Это происходит, потому что Пресвятая Богородица по заповеди Спасителя, является Матерью всего человечества, и молитвы, обращенные к Ней, всегда будут услышаны. «В Великом Новгороде в Софийском соборе находятся чудотворные образы Богородицы – икона Знамение и Тихвинский образ Пресвятой Богородицы. Это является великим благом, за которое мы должны благодарить Бога и всегда совершать молитву перед этими образами не только в моменты скорби, но и в моменты радости» - закончил владыка.

***

Икона Богоматери принесена в Новгород в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами. У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор. Из обители она была доставлена в Софийский собор. Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.

В конце XVII века на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами. По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась  в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.

С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева). Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к концу XIV века и связывать ее с тем образом, созданным из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери "Тихвинской".


Архиереям сослужили благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев, клирик Софийского собора протоиерей Александр Ранне, наместник Антониево-Леохновского монастыря архимандрит Митрофан (Письменский), насельник Антониево-Леохновского монастыря игумен Арсений (Гавура), насельник Свят-Юрьева монастыря иеромонах Сергий (Шардаков), клирик Софийского собора протоиерей Святослав Цхай, иерей Михаил Ершов и иерей Феодор Середа.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под правлением регента Светланы Михайловой.