357

6 июля Церковь празднует память одной из самых почитаемых икон на Руси – чудотворной Владимирской иконы Богородицы. По преданию, образ был написан при жизни Девы Марии евангелистом Лукой на доске из стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом.

Когда икона была принесена Богородице, Пресвятая Дева Мария повторила свое пророческое изречение: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». В 450 при императоре Феодосии Младшем икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века из Константинополя привезена в Киев: патриарх Константинопольский Лука Хризоверг прислал ее великому князю Юрию Долгорукому, и она была поставлена в женском монастыре в городе Вышгороде.

Икона скоро прославила себя великими чудесами. Однажды клирики Вышгородской обители, войдя в храм, увидели, что она сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они поставили икону на прежнее место, но вскоре увидели, что она опять стоит на воздухе. Тогда князь Андрей, сын Долгорукого, который «много веру и любовь имяше ко Пресвятой Богородице», как говорит о нём древний летописец, из сего понял, что чудотворной иконе неугодно место, на котором она поставлена, и подумал: «Не в Суздальской ли земле ей угодно пребывать?»

Князь Андрей уже давно замышлял удалиться с юга России на север в Ростовскую область и там основать независимое от Киева владение. Он стал усердно молиться пред иконою, отслужил пред нею молебен и, благоговейно взяв её вместо всех сокровищ, ночью уехал из Вышгорода. По пути к Суздалю он совершал пред иконою молебствия, и тут от иконы было много чудес. Когда прибыл во Владимир князь, то жители встретили его с великой радостью. После этого князь направился к Ростову, но в десяти верстах от Владимира остановились лошади, которые везли чудотворную икону, и не шли далее.

Запряжены были другие лошади, но и те не трогались с места. Тогда князь начал молиться пред иконою, и, получив от Богоматери повеление поставить образ во Владимире, он немедленно заложил тут храм Успения для пребывания чудотворной иконы. В 1160 храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив святую икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил её в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирскою. Впоследствии образ прославился новыми чудесами, в том числе по спасению Русской земли от завоевателей.

6 июля (23 июня по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование иконы Владимирской в память избавления Руси чудесным заступлением Богоматери от ордынского хана Ахмата в 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, хан Золотой Орды, шел с громадными полчищами на Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские называли «поясом Богородицы» и которой охраняются Московские владения. Великий князь, получив укрепление в совете и молитвах святителей, приготовился защищать веру и Отечество.

Оба войска стояли целый день, этот эпизод в истории называется ещё «Стояние на реке Угре», друг против друга в ожидании нападения; Угра разделяла их. И вот по предстательству Богородицы совершилось чудесное избавление: великий князь приказал своим войскам отступить от Угры, а татары поняли это отступление как засаду и предались бегству. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, которое тяготело над нашим Отечеством более 200 лет. С этого момента Русь больше не платила дань Орде. Не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь.

Русская Церковь также совершает празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врагов: 3 июня (21 мая – ст. ст.) и 8 сентября (26 августа – ст. ст.).

Добавим, что 6 июля также является престольным праздником храма Владимирской иконы Божией Матери села Плав Валдайского района.