Епископ Арсений: Заботясь о своем спасении, мы должны заботиться и о спасении ближних

16 июня 2019 года, в день Пятидесятницы и престольный праздник храма Святой Троицы в Старой Руссе, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Троицкой церкви.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди:

«Этот праздник называется днем Святой Троицы, потому что сегодня Церковь подчеркивает, что в деле нашего спасения участвовала вся Святая Троица. Спасение, которое было в замысле Отца от начала мира, совершает воплощенный Сын Божий Своей жизнью на земле, страданиями, смертью, схождением во ад, воскресением, восхождением снова на небеса и даянием Духа Святого Утешителя. И именно в даянии Духа Святого, в событии, которое мы сегодня вспоминаем, сошествии Духа Святого на апостолов, спасение находит свое завершение. Дух Святой, Утешитель Благий, всегда пребывает со Своей Церковью, начиная с дня Пятидесятницы, той самой первой, когда апостолы говорили на разных языках и стали с этого дня уже не запуганными людьми, которые боялись за свою жизнь и даже отрекались от Христа, а смелыми проповедниками Воскресения Христова.

Уже в день Пятидесятницы первая проповедь апостола Петра, которую он произносит в Иерусалиме в собрании многочисленных паломников, принесла плод в три тысячи уверовавших, и это только в первый день исторического бытия Церкви. Эту проповедь апостолы продолжали в течении своей жизни, в разных странах, не только в Иерусалиме, во всех городах Римской Империи, в самом Риме, где пострадали первоверховные апостолы. Да и почти все апостолы засвидетельствовали своей кровью истину этой проповеди, истину Евангелия. И то, что они делали на протяжении последующих нескольких десятилетий, заложило фундамент Церкви на все последующие времена.

Эта проповедь, благодаря уже исторической Церкви, дошла и до нас, и мы, народ Божий, призваны в Церковь через Таинство Крещения и другие Таинства, из которых самое важное – это Таинство Святого Причастия, Евхаристия. Во всех этих Таинствах Дух Святой подается нам для оживотворения, исцеления, и, на языке святых Отцов, обожения нашей природы. Он пребывает со Своей Церковью как Утешитель Благой, который наставляет нас на всякую истину и как жизни Податель, но, что самое важное, как Податель жизни вечной нам, уверовавшим во Христа, возрожденным водой и Духом, принимающим Его Тело и Кровь в Таинствах, народу Божиему, который и есть Церковь.

Описывая день Пятидесятницы, день Сошествия Духа Святого на апостолов, евангелист Лука упоминает, что Дух Святой сошел, как бы в виде огненных языков, и при шуме как бы сильного несущегося ветра. Вот эти замечания «как бы», говорят о том, что эти явления были не материального порядка, это не физический огонь и не физический ветер наполнил то место, где были апостолы. Это то, что называлось в Священном Писании Богоявлением, когда Бог являлся в том или ином виде еще праведникам Ветхого Завета. Можно вспомнить пророка Моисея, у которого, когда он сходил с Синая со скрижалями, так сияло лицо, что народ израильский не мог на него взглянуть, вот, что значит эти огненные языки на апостолах.

Можно вспомнить пророка Илию, который после состязания со жрецами идольскими, удалившись на гору Кармил в скорби и унынии, думал, что весь Израиль оставил Бога, однако был утешен явлением Бога не в буре и не в огне, но в шуме легкого ветра, тем самым Бог вразумлял самого Илию, его бурный, иногда жесткий характер. Образ Духа, как ветра, не раз возникает в Священном Писании, даже в самом начале книги Бытия: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2) - это образ ветра, так описывается творческое воздействие Духа Божия на первое вещество. Также, когда Господь Иисус Христос говорит в беседе с Никодимом: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8), - это тоже образ ветра.

И сейчас это Богоявление в день Пятидесятницы, когда начинает свое историческое бытие Церковь, когда начинается проповедь апостолов, происходит тоже в виде ветра. Это очень красноречивый образ, о котором можно долго говорить, но применительно к нашей духовной жизни лучшей метафорой будет тот образ, который употребил известный богослов XX века митрополит Антоний Сурожский. По его словам, если сравнивать Духа Святого с ветром, то наша душа должна быть такой же послушной Ему, такой же прочной, чтобы выдержать дыхание ветра, как парус, который ставится опытным мореходом, послушный ветру приводит корабль к заветной пристани. Таким должно быть и наше послушание Богу, сердце наше должно быть таким парусом, в котором Дух Святой может действовать безраздельно, молиться в нас, вдохновлять нас на добрые дела, на жизнь по вере, всегда присутствовать в нашей жизни, наставляя в словах Спасителя и утверждая в добре, руководя нашей духовной жизнью, оживотворяя ее и приводя нас к тихой пристани, к Царству Небесному.

Вот только небольшой спектр смыслов, который мы вкладываем в праздник Пятидесятницы. Это не только начало Церкви, не только начало апостольской проповеди, но это еще и то, что имеет отношение к каждому из нас сегодня, переживающим эту Пятидесятницу, как тогда апостолы в Иерусалиме. Дух Святой был дан апостолам не для них самих, если бы это было так, то Церковь никогда бы не вышла за границы Сионской горницы, но нет это был импульс для того, чтобы все народы услышали Евангельскую проповедь. Если бы Церковь замкнулась в себе, то никто бы никогда не пришел к вере, никто бы никогда не был возрожден Духом для жизни вечной. И это то, о чем мы сегодня должны подумать, потому что Церковь - это все мы. Заботясь о своем спасении, мы должны заботиться и о спасении ближних, особенно тех людей, которые рядом с нами каждый день, с которыми нас Господь свел в этой жизни, будь то наша семья и близкие, или каждый нуждающийся в нашей помощи. Все они должны не только услышать наши слова о вере, но и увидеть жизнь по этой вере, добрые дела, святость. И тогда наша жизнь, тогда мы сами будем теми, кем хотел бы видеть нас Спаситель, говоря: «Вы - соль земли. Вы - свет мира» (Мф. 5:13,14)».


Его Преосвященству сослужил иеромонах Григорий (Побожин).

Богослужение сопровождалось пением приходского хора под управлением регента Антонины Ивановой.