Епископ Арсений совершил богослужения в Софийском соборе

14 апреля 2019 года, в Неделю 5-ю Великого поста, Марии Египетской, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Софийском соборе. По окончании Литургии был совершен молебен перед образом Божией Матери «Тихвинская» в приделе Рождества Богородицы, память которого совершается в 5-е воскресенье поста.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Каждое воскресенье Великого поста посвящено определённому событию или святым: Торжеству Православия, святителю Григорию Паламе, Кресту Господню, Иоанну Лествичнику и Марии Египетской. В следующее воскресенье будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим. Однако, полезно вспомнить, что вместе с памятью этих святых, у каждой недели есть и свое евангельское чтение. Если мы вчитаемся в евангельские отрывки этих дней, то видим, что они расположены неслучайно, они продолжают ту линию, которая началась ещё с подготовительных недель Великого поста.

Начиная с недели о Закхее, когда читается Евангелие от Матфея о мытаре, который желал видеть Христа и стал образом для всех христиан и всех, ищущих Бога, необходимо и нам иметь такое желание увидеть Бога в своей жизни и остаться с Ним. Неделя о мытаре и фарисее учит нас смирению и искренней молитве. В воскресный день, когда мы читаем притчу о блудном сыне, то вспоминаем об истинном покаянии, о Божией любви, о неосуждении ближних. Неделя о Страшном суде говорит нам о тех добрых делах, которые будут критерием, по которому нас будет судить Господь. Евангельские чтения воскресных дней Великого поста продолжают эту духовную тему и усиливают её, ведь Великий пост - это не просто несколько недель, в которые мы воздерживаемся от какой-либо пищи, но путь к Пасхе, паломничество каждого из нас, всей Церкви к празднованию Воскресения Христова. Это икона нашей жизни, которая должна быть таким же паломничеством к Воскресению. 

В первое воскресение Великого поста читается Евангелие о призвании учеников, и о том, как Нафанаил исповедовал Христа: «Рави! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49). Это важное чтение для того, чтобы в начале Великого Поста и в преддверии Пасхи помнить о необходимости веры и необходимости исповедания, тем более что Великий Пост несёт на себе ещё следы древних крещальных практик, когда существовали оглашаемые, и с началом Великого Поста начиналась усиленная подготовка тех, кто будет принимать Крещение в канун Пасхи в Великую Субботу. Во второе воскресенье поста читается Евангелие о расслабленном, которого сквозь кровлю спустили друзья, чтобы его исцелил Христос. Это урок всем нам, это и образ ходатайственных молитв за живых и за усопших, это и образ реальных добрых дел, помощи, которую мы можем оказать, это то дерзновение ради ближних, которое так угодно нашему Спасителю.

Третье воскресенье поста посвящено Кресту, не только в память для новоначальных, которые должны были принять крещение, но это напоминание для всех христиан, что следование за Христом - это путь крестоношения. Мы идем тернистым путём за Спасителем, если назвали себя христианами, взяли крест свой и следуем за Ним. Мы посвятили себя в Крещении Христу, образом чего считается крест на нашей груди и крестное знамение, которым мы себя осеняем. И значит, мы согласились быть с Ним и в Его тяготах, потому что Он пришел в этот мир ради наших тягот, чтобы разделить наши страдания, исцелить нашу болезнь, уничтожить смерть. Путь христианина - это путь следования вместе с Христом к Воскресению, и несение креста осмысляется как следование именно за Христом и сонесение с Ним того единственного Креста всего мира и каждого из нас, который Он нёс на Голгофу.

В минувшее воскресенье читалось Евангелие об исцеление одержимого отрока, отец которого говорит замечательные слова о вере, необходимой для каждого из нас: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). В сегодняшнем чтении мы слышали о том, что Христос, уже направляя Свои стопы в Иерусалим, открывает ученикам то, что должно произойти в ближайшее время. Этот отрывок уже непосредственно приближает нас к Страстной недели и готовит к тому, что и мы должны пережить духовно и литургически - страсти Христовы и Его воскресение. Для нас с вами это просто любимые богослужения, на которых мы особо истово молимся, которые ждём целый год. Когда же ученики услышали от Христа, что Сын Человеческий идёт в Иерусалим, будет предан первосвященникам и книжникам, и убьют Его, и в третий день воскреснет из мертвых, они от ужаса даже отказывались понимать это, потому что апостолы, как и почти все обыватели того времени, ждали земного царя, который возвеличит народ иудейский, освободит его от власти римлян, сделает самым великим и царствующим на земле.

За таким Спасителем готовы были пойти тысячи. В конце концов Иерусалим и будет разрушен именно из-за того, что почти весь народ соблазнится подобными ложными представлениями о Мессии и начнёт войну с римлянами, закончившуюся катастрофически для Иерусалима и для храма. И вот, как бы не слыша слов Христа о том, что Его ждёт в Иерусалиме, о Его смерти и Воскресении, одни из ближайших учеников Иаков и Иоанн, просят Его о том, чтобы Он как обычный земной царь приблизил их, когда установит Своё царство в Иерусалиме. Ведь зачем Ему ещё направляться в Иерусалим, как не для того, чтобы вернуть и восстановить царство Давида, как многие думали в таком земном, обыденном представлении. И вот Иаков и Иоанн просят стать самыми близкими и приближенными: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10:37). Христос им отвечает: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38).

Они с дерзновением Ему отвечают, что могут. Иисус же сказал им: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20:23). Дальше, прекращая разговор на эту тему, чтобы не подпитывать ложные представления о земном царстве среди апостолов, Он мягко вразумляет и научает их такими словами: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк. 10:42-43). Вот это настоящее евангельское представление о первенстве и старшинстве, которое никогда не должно исчезать из Церкви, потому что каждый, кто хочет быть первым, будь то староста, настоятель или предстоятель Церкви, он должен быть служителем для всех, как и Христос сказал на Тайной Вечере: «Если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:14-15). Вот евангельское учение о власти: это служение ближним, служение Церкви и служение друг другу. Опять же важные мысли, которые мы должны для нашей правильно духовной и церковной жизни помнить и извлекать из этого уроки. 

Сегодня мы и не только вспоминаем память Марии Египетской, которая стала образцом покаяния, и в память о которой читалось на этой неделе ее житие и весь Великий покаянный канон Андрея Критского, но также мы восстанавливаем, по благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва, старинный праздник, описанный в чиновнике Софийского собора. Он был установлен ещё в XVII веке, после того как список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери участвовал в подписании Столбовского мирного договора со шведами в 1617 году. По традиции, которая уходит ещё в глубь веков, святыня участвует в подписании таких важных договоров, в качестве самого надёжного и верного поручителя в истинности договора. После подписания этого мирного договора образ был перенесён в Новгород, он находился сначала в Варлама-Хутынском монастыре, а потом был перенесен в Софийский собор, где и пребывает по сей день. Перед ним мы совершили сегодня молебен, перед ним мы просили Царицу Небесную, чтобы Она, как и во все времена истории не оставляла Своими молитвами Церковь и нас Своим ходатайством перед Богом, Своими молитвами, Покровом и Своим примером. Пресвятая Богородица, спаси нас!».