707

23 декабря 2018 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в городе Сольцы.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что за Литургией мы слышали отрывок из евангелия от Луки, который повествует об исцелении десяти прокажённых:

«Этот отрывок очень красноречиво показывает нам, какова суть человеческой неблагодарности. Прокажённые в древнем мире всегда были изгоями, им не разрешалось жить в селениях и городах, они скитались в пустынях. И вот группа из десяти прокажённых, среди которых был один самарянин, встретила Спасителя. Как часто бывает, общая беда объединила людей, хотя, как нам известно из других мест Евангелия, между иудеями и самарянами была кровная вражда, которая уходила корнями в века. Однако, здесь мы видим, что среди требующих исцеления были как иудеи, так и самарянин.

Все они обращаются ко Христу: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17:13). Господь, как и всегда в таких случаях, отзывается на человеческую боль и говорит им: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк.17:14). Наверное, это было испытание веры, ведь Он не исцелил их сразу, но сама эта заповедь показаться священникам, означала, что они должны прийти к священникам здоровыми, для того, чтобы те, согласно ветхозаветной традиции, засвидетельствовали, что они здоровы и могут вернуться в общество. Прокажённые с такой сильной верой восприняли слова Христа, что, уже не задумываясь и не прося более ни о чём, отправились в путь. В пути они обнаружили себя здоровыми. Из этой группы исцелённых только один самарянин возвращается, чтобы воздать славу Богу. Тогда Господь спрашивает: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17:17-19).

Этот отрывок говорит нам о силе веры, о необходимости доверия Господу, а также о благодарности и неблагодарности. Среди этих девяти очистившихся, но не пришедших поблагодарить Спасителя за своё исцеление, каждому из нас будет нетрудно узнать себя. Неблагодарность, которая и в нехристианском обществе считается чем-то низким и недостойным, казалось бы, не должна иметь место в нашей жизни, но, увы, она присутствует. Часто мы забываем благодарить родителей, хотя трудно представить, чтобы человек вырос бы сам, без многолетнего участия со стороны его родителей, без бессонных ночей и кропотливых дней их заботы. Взрослые люди часто забывают о своём долге перед родителями, считают их обузой, но это нарушение заповеди Божией и страшный грех.

Неблагодарность может проявляться и к людям в целом. У нас, если оглянуться назад, было немало  наставников, благодетелей, помощников, которые когда-то оказали нам помощь, и мы думали в тот момент, что никогда на забудем этого. Но в итоге забыли. Ну и, наконец, неблагодарность может проявляться по отношению к Богу. Даже у благочестивых христиан, не говоря уже о людях, которые далеки от Церкви, идут вечные претензии к Богу, ропот, порой, доходящий до неверия. Если Бог не делает так, как я хочу, то зачем мне в Него верить, зачем мне молиться. Мы часто помним только о своих нуждах, и наши молитвы можно свести к одному: дай нам это или то. Вот и всё. Мы забываем благодарить Бога за то, что у нас уже есть. За жизнь, близких людей, здоровье, жизнь вечную, которая нам дарована в Церкви через Крещение, веру и участие в Таинствах.

Да и вообще, если подумать, то каждый день - это повод для благодарности Богу, чистой, искренней и всеобъемлющей. Если мы будем так смотреть на свою жизнь, то увидим, что она вся достойна, чтобы мы благодарили за неё Господа. И, конечно, как не вспомнить, что самое важное богослужение в христианской Церкви - Божественная Литургия, которая также называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение». За что мы благодарим Бога на Евхаристии? Уже не только за личное, но и в целом за то, что Он сотворил нас, призвал в этот мир из небытия в бытие, за то, что Он принимает нашу молитву, что совершил наше спасение во Христе, отдал Сына Своего ради нашего спасения, Который в ночь накануне Своих страданий установил Таинство Евхаристии, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое <…> пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26,28).

Каждый раз, когда мы собираемся вместе в воскресный, праздничный день, творим это, прежде всего, в Его память, с благодарностью, смирением и любовью. Проникновенное и осознанное участие в Евхаристии и Божественной литургии должно научить нас быть благодарными Богу каждый день за всё, что с нами происходит. Ведь хорошего намного больше, чем плохого, и поводов для благодарности больше, чем для уныния. Вся наша жизнь должна быть благодарением Богу, то есть Евхаристией, а Евхаристия, уже в церковном смысле, главнейшее Таинство православного христианина, должна стать нашей жизнью. Аминь».


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15