542

19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господня, митрополит Лев и епископ Арсений совершили Божественную литургию с крестным ходом и освящение плодов в Спас-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Накануне в соборе было совершено всенощное бдение.

После Литургии епископ Арсений поздравил верующих с праздником и отметил, что Преображение Господне относится к наиболее почитаемым праздникам. Многие храмы освящены в честь этого события. По слову владыки, главной темой праздника является Божественный Свет. «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1:5), - написал апостол Иоанн Богослов, будучи сам во время земной жизни Иисуса Христа свидетелем Его Преображения на горе Фавор, когда Иисус просиял ярче солнца. В Евангелии он же написал: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), говоря о Христе. Апостол говорит, что это Свет, который существовал прежде бытия мира, Им создан мир, Свет, который поддерживает бытие всего творения, но более того, Он просвещает любого человека, грядущего в мир. т.е. просвещает человека светом богопознания, светом истины, возрождает нас в Таинствах Церкви, усыновлении Богу, укрепляя на пути спасения. Этот фаворский свет, который видели подвижники, есть Сам Христос в своей Божественной славе, которую Он имел прежде бытия мира.

Если же говорить о самом событии Преображения, церковные песнопения помогают нам раскрыть смысл этого события: почему оно совершилось, зачем Господь незадолго до своих страданий, согласно евангельской истории, направляясь в Иерусалим, где его ждали крест, смерть и погребение, явился ближайшим ученикам в Своей божественной славе. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», - поётся в песнопении. Это значит, что апостолы, несмотря на всё то, что говорил Господь, что Сыну Человеческому надлежит пострадать и быть преданным в руки человек, быть пропятым и в третий день воскреснуть, закрывали уши и сердца для этих слов и старались не думать, что может произойти. Апостолы надеялись, что Он - тот Царь, Которого обещал Бог израильскому народу, Мессия, Который должен установить Земное Царство, и надеялись, что они первыми в него войдут и будут приближёнными этого Царя

Апостолы даже спорили, кто сядет по правую, а кто по левую сторону. Но Господь, когда говорил о Царстве, имел ввиду другое: «Царство моё не от мира сего» (Ин. 18:36). Это Царство есть Царство Любви, спасающей мир и каждого из нас, и приводящей к Отцу. Поэтому, когда через какое-то время, Христос вошёл в Иерусалим, где его уже ждал Крест на Голгофе, воспоминание о Преображении для апостолов должно было быть последним самым надёжным, укрепляющем в вере, воспоминанием. «Страдание убо уразумеют вольное», - поётся в кондаке праздника. Это значит, что всё, что происходит – неслучайно. Господь Сам Себя отдаёт ради жизни мира. И, чтобы апостолы поняли кто Он, что Он добровольно идёт в Иерусалим и отдаёт душу Свою, Он явил им свою Божественную славу. Для апостолов Преображение было тем, что помогло сохранить их веру, надежду после смерти Спасителя на кресте до Воскресения. В последствии они, будучи убеждены в Воскресшем, в истинности всего Евангелия, всего, что Он говорил, проповедовали благую весть по всему миру.
Епископ Арсений напомнил, что Преображение Господне совершается не только как память о событии из евангельской истории, предназначенная для апостолов. Это событие совершилось для всего мира. Преображение, которое совершил Господь ради нас, есть основание для нашего собственного преображения и изменения. Мы можем, будучи верными Христу, будучи соединены с Ним Таинствами и церковной молитвой, будучи послушными Его слову, преобразить свои сердце и жизнь. Тогда евангельское Преображение войдёт в нашу жизнь и в ней будет присутствовать Сам Христос. В этом задача каждого христианина, а свидетельство об этом Свете – это задача всей Церкви. Свидетельство о Свете, который преобразит весь мир, когда «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:28) и будет «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1), на которых обитает правда.