Память его празднуется месяца июля в 17-й день

  + 1628

Преподобный Иринарх, приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преподобных отец Зосимы и Савватия. Высокие качества души его сделали его известным царю, и «светильник» был поставлен «на подсвечнике» (Матф. 5, 15). По смерти игумена Антония, Иринарх был поставлен Соловецким игуменом. Сколько забот и трудов предстояло преподобному Иринарху! Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие и занятый иноческими подвигами, он в то же время по воле царской предпринимал меры защиты от врагов – шведов и датчан – и приводил монастырь в оборонительное состояние. В Сумском и Кемском острогах сделаны новые укрепления, число военных людей на содержании монастыря увеличено до 1040. Но с попечением о внешней безопасности обители преподобный соединял заботливость о внутреннем духовном преуспеянии ее. Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества.10 Эта ревность заставила его просить царя, дабы словом царской власти напомнил он забывчивым инокам о их обязанностях. И царь Михаил Феодорович, вполне сочувствуя стремлениям игумена, в своей грамоте от 9 февраля 1621 года писал: «Известно нам стало, что в Соловецком монастыре некоторые из братии дерзают жить не по священному уставу, не по правилам святых Апостолов и Богоносных отцов, не по преданию преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, хотят ходить по своим волям. Мы, слыша это, дивимся, что в такой знаменитой лавре начинают жить так слабо, ни во что считая отеческие предания. Как только придет к вам наша грамота, вы, богомольцы наши, введите строгий надзор и не допускайте исполнять свою волю тем, которые захотят жить слабо, уклоняться к мирским делам или держать (хмельное) питье, выходить из монастыря и творить молвы; строго надзирайте, чтобы братия и послушники жили по правилам святых отцов, а не по своим похотям, и усердно ходили бы в церковь. Пусть новоначальные будут в полном послушании у вас, богомольцев наших, игумена и известных старцев, а по самоволию ничего не делали бы, бесчиния в обитель не вносили бы. Остерегайтесь, чтобы для дел неправедных не хулилось имя Божие между неверующими и чтобы таким слабым житием не навесть гнева Божия. Тех, которые из братии не будут слушать, вы смиряйте по монастырскому преданию и не попускайте самовольничать».

Под духовным руководством преподобного Иринарха образовалось несколько истинных рабов Божиих. Таков преподобный Елеазар, основатель Анзерского скита. Блаженный игумен не только дал ему благословение завести на Анзерском острове скит для любителей пустынной жизни, но и доставил ему средства для устроения скита и писал о нем Патриарху Филарету. Патриарх прислал грамоту на постройку храма, а царь - утварь для нового храма.

Приготовляясь к кончине, преподобный Иринарх испросил себе увольнения от дел начальственных и последние два года жизни провел в совершенном безмолвии. Он преставился 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени.

Посмертные явления преподобного Иринарха свидетельствовали о том, что он обрел благодать у Господа и сделался молитвенником за бедствующих и страждущих. Инок Виталий, любимый преподобным, по кончине его скорбел и печалился, но был утешен следующим знаменательным видением. В 40-й день, когда братия совершали по усопшем обычное поминовение в трапезе, инок ночью того дня в тонком сне увидел самого игумена Иринарха, который, со светлым лицом, в епитрахили и с кадилом в руке, ходил по рядам братии и кадил.

Иеромонах Вениамин также со скорбью и слезами вспоминал почившего игумена, и, когда после продолжительной молитвы лег на одр, ему показалось, что в келью вошел сам преподобный Иринарх, благословил его и сказал: «Сын мой, зачем скорбишь обо мне! Я получил милость от Владыки, Христа Бога нашего, и нахожусь в покое; ты же не печалься, а радуйся обо мне и старайся о своем спасении». С этими словами преподобный стал невидим, а сердце Вениамина исполнилось радостью.

В 1636 году в игуменство Варфоломея Маркелл, впоследствии Соловецкий игумен и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто стоит он в Преображенском соборе обители у западной стены, а пред царскими вратами -  лествица, достигающая большой главы. Игумен Иринарх, сойдя по той лествице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из рук его и сказал: «Довольно, брат, не твое это дело», потом, взглянув на Маркелла, произнес: «Подойди и возьми этот посох». Маркелл приблизился, взял посох - и видение окончилось.

В 1642 году, в марте, благочестивый трудник в монастырской кузнице Иоанн Емельянов после продолжительной молитвы в своем чулане задремал и увидел во сне, что приполз из дверей змей и укусил в руку. В самом деле, на одном пальце оказалась язва, рука начала пухнуть и отекла так, что владеть ею было невозможно. На третью ночь опять увидел Иоанн во сне, что к нему вошли два старца; одного он тотчас узнал, - это был преподобный Иринарх, а другой, с сосудом и кистью в руке, остался неизвестен. Иринарх, благословив больного, взял у своего спутника кисть и окропил распухшую руку Иоанна. Проснувшись, больной нашел платок, которым была обвязана рука, мокрым. Скоро Иоанн совершенно выздоровел и прославил угодника Божия.

Преподобный Иринарх не раз помогал жителям сурового севера в борьбе их с природою. Такую помощь получили от него в 1629 году жители Двинской страны, промышлявшие в море. Сильным ветром занесло суда их в море, где они и плавали во льдах много дней. Бедствующие усердно молились Богу об избавлении от погибели. Когда настала ночь, одному из кормчих явился во сне старец в священническом облачении, украшенный длинною седою бородою, с крестом в руке. «Встаньте, - сказал он, - молитесь Богу, призывайте на помощь Соловецких чудотворцев, и Господь вскоре окажет вам милость». После этого он осенил всех крестом и на вопрос, кто он и откуда, отвечал: «Я игумен Соловецкого монастыря Иринарх». Кормчий, проснувшись и поглядев около себя, никого не увидал. В ту же ночь преподобный явился и на другом судне, повелевал не унывать, но уповать на милость Божию, назвался Иринархом и своим посохом указал путь к Анзерскому острову. Это видение укрепило ослабевших промышленников. Вскоре ветер, переменив направление, понес одно судно к берегу, где плаватели нашли на льду множество морских зверей и возвратились домой с богатою добычею, а другое судно пристало к Анзерскому острову, и плывшие на нем, хотя и без добычи, возвратились домой, сохранив свою жизнь от опасности.

Подобным образом жители Варзуги весною плавали в море для добычи морских зверей и, не имея успеха в промысле, возвращались домой. Встретив большую льдину, они вытащили на нее свои суда и спокойно легли спать. Во сне одному из них явился старец и сказал: «Вставайте, Бог даст вам добычу». Промышленник, проснувшись, увидел близ судна старца, который на вопрос, кто он, назвал себя Соловецким игуменом Иринархом и стал невидим. Товарищи, разбуженные имевшим видение, выскочили из судов своих и нашли на льду чрезвычайное множество морских зверей. Изловив их, они возвратились домой, прославляя угодника Божия.

Жители Сумского острога, промышляя в море на 15 судах, пристали у Анзерского острова к льдине, на которой, вытащив свои суда, легли спать. Оставленный ими сторож, задремав, вдруг услышал голос: «Зачем спишь? Вставайте и влеките суда свои дальше на лед». Проснувшись, он увидел пред собою высокого ростом старца, который, назвав себя Соловецким Иринархом, стал невидим. Но сон одолевал сторожа. Опять явился ему старец и вскричал: «Вставайте, ваши суда повредит льдом». Между тем на море поднялась великая буря. Тогда сторож поспешил разбудить товарищей, которые едва успели оттащить свои суда дальше на лед; некоторые снасти были уже унесены волнами.


Тропарь, глас 4

Постническое по Бозе житие возлюбив, вся плотская мудрования духу покорил еси и воздержанием страсти умертвил еси, во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели, тем монашескаго жития наставник показался еси, отче преподобне Иринарше, моли Христа Бога спастися душам нашим.