Память его празднуется месяца мая в 8-й день и месяца июля в 12-й  день

 + 1570

Местом рождения преподобного Арсения, в миру Амвросия, был Ржев - Владимиров. В доме родителей своих обучен он был кожевенному ремеслу, но еще более воспитал он в себе святую ревность к благочестию. По смерти отца Григория мать его Пелагия, впоследствии инокиня Аполлинария, заставила его вступить в брак. Но Амвросий горел ревностью жить в чистом, непорочном девстве. Спустя 5 месяцев после брака скрылся он из дома матери.  Пять лет занимался  он в Новгороде кожевенною работою,  не давая знать о себе своим. Он испытывал сам себя тайным подвигом, тайно постился и молился.  Потом написал письмо к матери и жене, где утешал их Евангельским обещанием блаженства для тех,  которые оставляют для Господа мать, жену, детей, имущество.

Благочестивый строитель храмов и обителей Феодор Дмитриевич Сырков, узнав благочестивую жизнь Амвросия,  предложил ему свою  готовность доставлять средства для  построения   новой обители, и Амвросий принял иночество с именем Арсения.  В 1562 г. обитель и храм в честь Рождества Богородицы построены были Арсением на Ярославовом дворище, на Торговой стороне, на правом берегу Волхова, в соседстве с храмом святых Мироносиц. Преподобный Арсений, основав обитель, продолжал вести жизнь строгую, носил вериги, довольствовался весьма малым, одежда на нем до того была бедна и ветха, что, если бы бросить ее на площади, и бедняк не поднял бы ее. Когда ходил он в ней по улицам или сидел на мосту,  дети  смеялись над ним, но все это не отвлекало его от умной молитвы, которою постоянно был он занят, тихо проливая слезы.

В последние годы жил он в затворе, почему в святцах и называется затворником. «Блаженны плачущие, потому что они утешены будут», - сказал Спаситель (Матф. 5. 4). Плачущие - это те, которые считают земную жизнь местом удаления из отчизны и потому не принимают земных утешений. Таков был преподобный Арсений! Из очей его постоянно текли слезы. Он плакал по небесной отчизне, тем более что видел беды, готовые обрушиться за легкомыслие гордых новгородцев. Он плакал, но мы согрешили бы, если бы подумали, что жизнь его была безотрадна. Тот, кто не допускает до себя земных утешений и даже отягчает жизнь свою добровольно для Господа, наслаждается надеждами на вечность блаженную, наслаждается душевным миром, пред которым смех и веселости людского легкомыслия – горе.

 В 1570 г. Грозный царь, по неистовой жестокости, предав тысячи новгородцев разным смертям, захотел построить себе дворец на Ярославовом дворище, но, узнав об Арсении и его обители, явился к нему с дарами и с наружным  смирением. Преподобный затворник не принял даров его и сказал: «Много душ неповинных послал ты в Царство Небесное, а сам не наследишь его». Грозный смолчал. Собираясь потом во Псков, он опять пришел к Арсению и просил благословения на путь свой. «Завтра, государь, готов и я в путь свой», - сказал Арсений. Иоанн обрадовался, мечтая, что затворник пойдет за ним во Псков. Но преподобный на следующее утро приобщился Святых Таин и потом преставился июля 12-го 1570 г. Он положен был в том же затворе, где и подвизался. По обретении нетленных мощей его над ними была построена часовня. В 1634 г. писали: «На Торговой стороне, в монастыре Арсеньеве, мощи преподобного Арсения лежат под спудом. От мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен, а празднество еще не установлено». Вскоре после того составлена была и служба.

В 1785 г. мощи святого Арсения перенесены были в храм Кириллова монастыря, где и ныне покоятся. Здесь построен и придел в честь преподобного Арсения.


Тропарь, глас 4

Отечество свое и род оставил еси, Христу прилепися, и Великаго Новаграда достигл еси, и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси многим постом и воздержанием, и пророчествия дар прияти сподобися, и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити, и, тело в нем предложив; обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси. Его же моли, святе Арсение преподобне, Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих, ущедрити нас, почитающих твое торжество, и спасти души наша.