Память его празднуется месяца апреля в 17-й день,  месяца августа в 8-й день и месяца сентября в 3-й день

  + 1478

Спустя один год по смерти преподобного Савватия продолжателем подвигов его на пустынном Соловецком острове явился преподобный Зосима. Если преподобный Савватий был Соловецким первоначальником, первым иноком, пожившим на острове в подвигах поста и молитвы, то преподобного Зосиму должно признать основателем Соловецкой обители и первым благоустроителем ее.

Преподобный Зосима происходил из Новгородской области, села Толвуя, близ озера Онеги. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. С молодых лет Зосима был смирен, тих и кроток и, научившись грамоте, особенно любил чтение божественных книг. По достижении совершеннолетия он не хотел вступить в брак и, покоряясь тайному влечению, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Здесь преподобный Зосима, вдали от людей, как отшельник, предался молитве, посту и богомыслию. Скоро Промысл Божий указал ему путь жизни. Познакомившись с иноком Германом, жившим с преподобным Савватием на Соловецком острове, преподобный Зосима слышал от него, что этот остров, со своими лесами и озерами, пригоден для монашеской и пустынной жизни. В юном отшельнике появилось желание быть преемником подвигов преподобного Савватия, и он просил Германа проводить его на Соловки. В это время родители преподобного Зосимы умерли. Похоронив их и раздав имение их бедным, Зосима с Германом отправились к Соловецкому острову. Путешествие их было благополучно, и они пристали к острову близ пресноводного озера. Здесь, поставив себе из древесных ветвей кущу, пустынники совершили всенощное бдение, моля Господа благословить намерение их. Господь утешил их пророчественным видением: утром преподобный Зосима, выйдя из кущи, увидел необыкновенный свет, осиявающий всю окрестность, и на востоке, на воздухе, прекрасную и великую церковь. Удивленный этим видением, пустынник поспешил в кущу. Герман, заметив перемену в лице своего сожителя, спросил его, не видел ли он чего-либо необыкновенного. Преподобный Зосима рассказал ему все, что видел. При этом  Герман, вспомнив о чудесном прогнании мирян с острова еще при Савватии и о пророчестве, что здесь будут жить иноки, сказал преподобному Зосиме: «Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберет множество монахов». Рассказ Германа о событии при Савватии утешил преподобного Зосиму, и они решились строить монастырь. Помолившись Богу, пустынники принялись рубить лес для построек, поставили ограду и кельи. Своими руками они добывали себе пропитание, возделывая и засевая землю. Но эти телесные труды нисколько не ослабляли молитвенных подвигов их.

Впрочем, пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель, населенную иноками. Герман отправился на приморский берег и замедлил там некоторое время. Когда он хотел отплыть на остров, то уже не мог следовать туда по причине бурной осенней погоды. Ужасный ветер поднял в море сильное волнение и нагнал множество льда, так что всякое сообщение с Соловецким островом было пресечено. Таким образом, Герман зазимовал на берегу, а преподобный Зосима один остался на острове. Одному Богу, ведущему сокровенное и тайное, известны труды и подвиги, понесенные преподобным Зосимой в эту зиму. Его укрепляла непоколебимая надежда на Бога, к Которому он был привержен «от ложесн, от чрева матере» своей (Псал. 10. 70, 6). Много он принял искушений и от ненавистника всякого добра, духа злого, который старался устрашить его различными приведениями. Мужественный воин Христов ограждался крестом и молитвой, как непреоборимым оружием, и усилия вражии оставались тщетными.

К духовной брани присоединились заботы о пропитании в месте, столь отдаленном от человеческих жилищ. Зима была продолжительная и суровая; припасы, заготовленные летом, истощились. Преподобный недоумевал, чем ему прокормиться до лета; от времени до времени смущала его мысль умереть голодной смертью. Зосима не поддавался унынию и утешался упованием на Промысл Божий, столько раз уже благодеявший ему. Скоро Господь помог Своему подвижнику. К Зосиме пришли два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: «Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе». Преподобный в изумлении не спросил, откуда они, а незнакомцы ушли и более не возвращались. Ясно было, что это посещение Божие, и что Промысл Божий хранил своего избранника.

По окончании зимы Герман приплыл с рыбаком Марком, пожелавшим разделить с преподобными уединение, а также привез достаточное количество пищи и мрежи для рыбной ловли. Вскоре Марк принял монашеское пострижение и был первым учеником преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, строили себе кельи подле келий преподобных Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих. Преподобный Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня на том месте, где было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви приделал небольшую трапезу и открыл общежитие. Таким образом основалась Соловецкая обитель, доныне сохраняемая милостью Божией, несмотря на все пережитые ею испытания.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал одного инока в Новгород к архиепископу Ионе с просьбой о назначении игумена и за благословением на освящение храма. Архиепископ определил Соловецким игуменом иеромонаха Павла, который по прибытии в Соловки освятил церковь Преображения Господня. Но этот игумен, не вынося трудностей пустынной жизни, скоро возвратился в Новгород. То же случилось и с преемником его - игуменом Феодосием. Тогда братия Соловецкого монастыря положили на общем совете не брать себе игуменов из других монастырей, а избирать из среды своей. Приводя в исполнение свое решение, они отправили к Новгородскому архиепископу посланных с просьбой, чтобы он призвал отца их Зосиму и рукоположил его в священство и игуменство, хотя бы и не без сопротивления со стороны смиренного старца.  Архиерей так и сделал: вызвав к себе письмом преподобного, убедил его принять священство и игуменство. Получив для своей обители богатые жертвы граждан, состоящие из денег, одежд, сосудов, съестных припасов, преподобный с честью был отпущен владыкой в Соловки. С радостью братия приветствовала возвращение своего уважаемого и любимого настоятеля. Знамение благодати Божией еще более усилило общее почтение к преподобному игумену. Когда он совершал в своей обители первую Литургию, то лицо его светилось, как лицо ангела, и церковь исполнилась особенного благовония. Преподобный по окончании богослужения благословил просфорой некоторых купцов, бывших в то время в обители, а они, выйдя из церкви, по неосторожности, обронили ее. Проходя мимо, инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то и не мог по причине поднимавшегося пламени. Приблизившись, Макарий увидел, что это просфора, потерянная купцами. Подняв ее, инок принес к преподобному игумену и, к немалому удивлению всех, рассказал свое видение.

С умножением братии прежняя деревянная церковь оказалась тесной. Преподобный Зосима построил новую, больших размеров, в честь Успения Божией Матери, а также поставил много келий и распространил монастырь. Кроме того, в благословение увеличивающейся обители своей он решился перенести мощи преподобного Савватия, скончавшегося на реке Выге и погребенного при тамошней часовне. В этом намерении преподобный окончательно утвердился посланием иноков Кирилло-Белоезерского монастыря. «Мы слышали, - писали иноки, - от пришельцев из вашей страны о Соловецком острове, что он издревле был необитаем по причине неудобства морского пути, а теперь на этом острове, по воле Божией и ходатайству Пресвятой Богородицы, вашим старанием сооружен монастырь честнаго Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, собралось множество братии, и все устроилось прекрасно. Только вы лишены одного блага, именно забыт вами преподобный Савватий, прежде вас живший на этом месте, скончавшийся в посте и труде, подобно древним преподобным отцам, совершенный в добродетели. Он всею душею возлюбил Христа, удалился от мира и получил блаженную кончину. Некоторые иноки нашего монастыря, будучи в Новгороде, слышали повествование боголюбивого Иоанна, как он на реке Выге сподобился видеть преподобного Савватия и получить от него духовное наставление, и, по кончине, похоронил его с игуменом Нафанаилом. Рассказал Иоанн нашим братиям, как Бог, по молитвам преподобного Савватия, чудесно сохранил его с братом Феодором от потопления в море. Мы слышали, что у гроба его совершились и другие знамения и чудеса. Он угодник Божий, и мы свидетели добродетельной жизни его, потому что этот блаженный отец добровольно  пожил с нами Кирилловом монастыре. Поэтому мы даем вам духовный совет: не лишайтесь такого дара, поспешите перенести к себе преподобного и блаженного Савватия, чтобы мощи его находились там, где он потрудился много лет».

Такое послание как нельзя более согласовалось с  желанием самого преподобного Зосимы и Соловецкой братии. Приготовив корабль, они отправились с попутным ветром  на поморское прибрежье. Достигнув реки Выги и откопав гроб преподобного Савватия, они нашли мощи нетленными, невредимою и самую одежду - в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней Соловецкие иноки перенесли  святую раку на корабль и с попутным ветром благополучно достигли своей обители. Первоначально честные мощи были положены в земле, за алтарем Успенского собора, и над ними устроена часовня. Многие болящие, приходя сюда с верой, получали исцеление по молитвам преподобного. Сам Зосима каждую ночь горячо молился в этой часовне, и часто утренняя заря заставала его на молитве. Купец Иоанн, бывший при погребении Савватия с братом своим Феодором, имея к нему особенную любовь, написал образ преподобного и со щедрым подаянием вручил его игумену Зосиме. С благоговением приняв и лобызав изображение первоначальника Соловецкого, отец Зосима поставил его в надгробной часовне и обратился к преподобному со следующими словами: «Хотя ты и окончил временную жизнь телом, но не отступай от нас духом, руководствуй нас ко Христу Богу, наставляя соблюдать заповеди Господни, носить крест свой и последовать нашему Владыке. Имея дерзновение ко Христу и Пречистой Богоматери, будь молитвенником и ходатаем о нас недостойных, жительствующих в этой обители, которую ты начальствуешь; будь помощником и заступником пред Богом нашему братству, чтобы мы, по твоим молитвам, пребыли невредимыми от злых духов и людей, прославляя Святую Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа».

Поселение иноков на пустынном острове, основание и распространение Соловецкой обители возбудили зависть корыстолюбивых и недоброжелательных людей. Многие из корельских жителей, а также поселенцев боярских и служителей, вельможных господ, приплывали к острову, ловили в озерах рыбу, а монастырю ловить не позволяли, называя себя хозяевами и владельцами Соловецких островов. В жару спора они обижали преподобного Зосиму и всех иноков досадными словами и делали им всякие неприятности: даже грозили разорить обитель и выгнать оттуда монахов. Преподобный игумен решился отправиться к Новгородскому архиепископу Феофилу и просить у него помощи и защиты. Прибыв в Новгород, преподобный Зосима был благосклонно принят архиепископом, который советовал ему изложить свои нужды пред главными боярами, управлявшими городом. Преподобный Зосима обошел их дома и просил не допустить обители своей до разорения. Все знатные люди обещали ему свою помощь. Но между всеми новгородскими боярами в то время отличалась богатством и влиянием на дела Марфа Борецкая: ее-то поселенцы и рабы особенно часто причиняли разные обиды Соловецкому монастырю. Заслышав о Соловецком игумене и предубежденная против него наговорами своих домашних, она повелела с бесчестием отогнать его от своего дома. С терпением и кротостью принял преподобный Зосима это бесчестие и пророчески сказал своим ученикам: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся: этот двор опустеет». Видя доброе расположение бояр к Соловецкой обители, архиепископ созвал их к себе, вновь изложил им обиды монастырю от пришлых людей и убедил помочь монастырю. Игумен получил от доброхотных дателей много пожертвований на нужды обители церковными сосудами, священными одеждами, золотом, серебром, хлебом. Скоро и сама Марфа раскаялась, что оскорбила преподобного, и, желая загладить причиненную ему обиду, пригласила его к себе на обед. Отец Зосима, по своему незлобию, принял это приглашение, и когда вошел в дом боярыни, то был с честью встречен самой хозяйкой и всем семейством ее и посажен на почетном месте. Все ели и пили со знаками живейшего удовольствия, а преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении опустил глаза; взглянув в другой и третий раз, он видел то же самое, именно: шесть главнейших бояр сидящими без голов. Поняв, что означает это видение, преподобный вздохнул и прослезился и уже не мог вкушать ничего из снеди, как ни просили его собеседники. После обеда Марфа, испросив у преподобного Зосимы прощение за прежнее оскорбление, дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Когда преподобный вышел из дома ее, то ученик его, Даниил, спрашивал его о причине скорби и слёз во время обеда. Отец Зосима объяснил ему свое видение, заметив, что эти шесть будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя по возвращении преподобного в обитель исполнилось и пророчество его о запустении дома Борецкой, и видение во время обеда. Смирив Новгород силой оружия, великий князь Иоанн III повелел казнить тех шесть бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными, а Марфу Борецкую отправить в ссылку. Имение ее было разграблено, дом и двор запустели.

Преподобный Зосима, достигнув маститой старости и предчувствуя приближение кончины, сталь приготовляться к переходу в вечность. Он устроил себе гроб и часто со слезами смотрел на него, памятуя свою смерть. Когда постигла его болезнь, то, призвав братию, говорил им: «Вот я отхожу из этой временной жизни, а вас предаю всемилостивому Богу и Пречистой Богородице; скажите, кого желаете иметь игуменом вместо меня». При этом случае выразилась общая любовь учеников к своему учителю. Все со слезами говорили умирающему игумену своему: «Мы хотели бы, отец наш, с тобой быть погребенными, но это не во власти нашей; пусть же Тот, Кто возвестил тебе отшествие из этой жизни, Христос Бог наш, пусть Он даст нам чрез тебя наставника, который управлял бы нами ко спасению. Да почиют над нами благословение и молитвы твои, позаботившись о нас в этой жизни, не оставляй нас сирыми по отшествии твоему к Богу». Преподобный отвечал: «Я сказал вам, дети, что предаю вас в руки Господа и Пречистой Богородицы, а так как вы относительно игумена возложили свое упование на Бога, Пречистую Богоматерь и мое смирение, то да будет вам игуменом Арсений - он способен к управлению монастырем и братией». Этими словами преподобный Зосима вручил игуменство благочестивому иноку Арсению. «Вот я поставляю тебя, брат, строителем и управителем святой обители этой, и всей братии, собранной любовию к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как-то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе и других монастырских обычаев, уставленных мной; пусть все это будет целым и ненарушимым. Господь да направить стопы ваши к деланию заповедей Своих, молитвами Пречистой Госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника Своего преподобного Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда по моем отшествии обитель распространится, соберется множество братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости». Сказав все это братии, он целовал их в последний раз, всех благословил, с воздеянием рук молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе. Наконец, перекрестился и произнес: «Мир вам!» После этого, подняв потухающие глаза вверх, проговорил: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Те6я, когда Ты придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам». Затем преподобный Зосима лег на одр и предал душу свою Господу, для Которого трудился всю свою жизнь. Это было 17 апреля 1478 г. Совершив отпевание, иноки похоронили своего игумена в гробе, который он сам приготовил, за алтарем Преображенского собора, а впоследствии устроили над его могилой часовню, в которой поставили святые иконы. Все верующие, притекая сюда с молитвой, получали, по молитвам преподобного, облегчение скорби и исцеление болезней. Московский собор, бывший при митрополите Макарии в 1547 г., положил, наряду с другими отечественными святыми, совершать память преподобного Зосимы в  день его кончины 17 апреля. 8 августа 1566 г. святые мощи его вместе с мощами преподобного Савватия перенесены в придел, устроенный в честь сих чудотворцев. Мощи преподобного Зосимы находятся в богато украшенной раке в Зосимо-Савватиевской церкви.10 

В «Иконописном Подлиннике»: «Зосима подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток».8

Под руководством великого аввы образовались крепкие подвижники благочестия. Таковы были свещеносец и ученик его Иоанн, Василий ученик, Онуфрий ученик и пустынник, Герасим ученик и отшельник.

Скоро ученики преподобного уверились, что авва их с ними и Господь принял его как своего. Ученик его Герасим, придя в монастырь из пустыни, где подвизался отшельником, шел помолиться над гробницей преподобного Савватия и встретил преподобного Зосиму, который сказал ему: «Подвизайся, чтобы получить награду за труды». В великий четверток, когда братия подходили приобщаться Святых Таин, преподобный Зосима сказал Герасиму: «Иди и ты, приобщись». И затем стоял у Святых Таин, пока все приобщились. Другой ученик Досифей, который был потом игуменом, молился за болящего брата; явившийся преподобный сказал: «Не полезно для тебя просить о брате, он еще останется в болезни».

Пловцы Белого моря много раз испытывали дивную помощь в страшных опасностях, когда призывали на помощь преподобного Зосиму. Больные разного рода получали исцеление и в обители, и вдали от обители, когда просили о том угодившего Господу Зосиму.

Молодая женщина - дочь Иеремии, бывшего служителем преподобного Зосимы, в сумасшествии изрезала себе ножом грудь и горло. Родители с горькими слезами молились о ней Зосиме. В следующую ночь явились ей преподобные Зосима и Савватий и, подавая сосуд с мастию, сказали: «Помажь этим раны, для слезной молитвы родителей пришли  мы исцелить тебя». Она, как казалось ей, помазала раны и пробудилась, быв дотоле мертвой, а чрез три дня стала совсем здоровой.

Житель наволока Унежмы Никон, тогда как два кудесника ссорились между собой, услужил одному из них, другой, озлясь, стать «бить в кудесы», бить в барабан с заклинаниями; испуганный Никон стал болен. В тревоге мыслей послал он сына за помощью к кудеснику, которому услужил, но пользы не было. Соловецкий старец, случившийся в наволоке, придя к больному, вразумлял его в греховности доверия его к кудесникам и убедил его обратиться с молитвой к преподобным Зосиме и Савватию. Тот послушался и выздоровел. Преподобные, как видно по многим опытам, ревновали ослаблять силу кудесников в народе и наводили простые сердца на лучшие мысли. Вот замечательный опыт тому. Церковный дьяк села Шуи Онисим был человек набожный. Жена его Мария исцелена была Зосимой в обители. Потом сам он впал в болезнь. Общее доверие к кудесникам так было сильно, что и добрый Онисим призвал к себе кудесника. Когда сидели они за столом, кудесник вдруг стал кричать страшно; а Мария, жена Онисима, видит Зосиму, Савватия и еще старца Иоанна, ученика Зосимина; Зосима жезлом бьет кудесника и говорить: «Зачем ты пришел сюда? Не след тебе приходить к рабу Божию». Преподобный помазал больного кистью из сосуда по главе и лицу. Онисим почувствовал облегчение, но стал сильно скорбеть, что допустил тяжкий грех: призвал кудесника и тем оскорбил Зосиму и Савватия. Явившийся Зосима сказал: «Не унывай, Онисим, читай или слушай псалтирь и будешь совсем здоров».

В 1547 г. собором предписано чтить во всех церквах память преподобного Зосимы, и написана служба ему. В 1566 г. августа 8-го мощи его перенесены в придел соборного храма, посвященный преподобным Зосиме и Савватию.

«Постоянно обуреваемые бедами и страстями, прибегаем к тебе, преподобный Зосима, и молим быть молитвенником за нас пред Богом. Посещай милостиво, отче наш, да тобою спасаемые поем: «Благословен Бог отцев наших».


 Тропарь, глас 4

 Изволением Божественного разума вселися еси в пустыню и тамо, вперив ум свой в небесные обители; и равно ангелом житие пожив на земли; в молитвах, и трудех, и в пощениих, образ быв еси твоим учеником; отонудуже Бог, видев твое благое изволение, умножи тебе чада в пустыни, слез твоих тучами напаяемей; но яко имея дерзновение к Богу, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, яко же обещася посещая чад твоих, Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвися преподобне, и того крест славный на рамо взем понес, Божественне вооружився; и непрестанные молитвы яко копие в руце имый, крепко ссекл еси бесовская ополчения; тем зовем ти, радуйся преподобне отче Зосимо, иноком удобрение.

Тропарь преподобным Зосиме, Савватию Соловецким

Тропарь, глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, преподобнии отцы Зосимо и Савватие, вселенней познаны сотвори вас: чудодеянии различными, богоноснии, просвещаете верою призывающия вы и чтущия честную память вашу.

Тропарь преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

Тропарь, глас 8

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, вы бо крест Христов на рамо вземше, усердно Тому последовасте и, чистотою Богови приближившеся, отонудуже силами чудес обогатистеся. Тем же и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.