Житие преподобного отца нашего Варлаама Пинежского, Важского, Шенкурского

 Память его празднуется месяца июня в19-й день

 1462

  Сведенияm о преподобном отце нашем, игумене Паисии Важском

 Память его празднуется месяца июля в 27-й день

  после 1557

«Ненавидя злаго, прилепляйтесь к благому». (Римл. 12. 9) Эти слова Апостола выполнял преподобный Варлаам и в мирской жизни, и в иночестве.

Преподобный  Варлаам был в миру  лицом весьма значительным. Это был новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями. Древний повествователь пишет о нем: «Посадник Василий по наследству («из отечества») владел Заволочьем; река Вага со всеми ея окрестностями была в его владении». (Посадник – название это происходит от слова посажение (для управления). Посадники были поставляемы князьями, их можно сравнить с теперешними губернаторами. Чин посадника в Новгороде удержался до 1477 г.56 С. 460.) По другим сведениям, дед Василия Степановича - Василий Матвеевич Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г. приобрел у Чудских старшин Азиса Харитонца (Харитония), Рода (Иродиона) и Игнатца (Игнатия) земли Шенкурские до Ростовских границ за 20,000 белок и за 10 руб. Так образовалась на реке Ваге боярщина Васильевская, или земли боярина Василия. Потом явились на Ваге 12 других боярщин, но Васильевская была самая обширная и богатая. Своеземцевы первые завели на Ваге хлебопашество, до того времени Чудь питалась ловлею зверей и рыбы. Василий Степанович, более чем отец и дед, употреблял огромные средства свои для пользы дикой страны и особенно употреблял меры для нравственного образования жителей ея. Живя сам в Новгороде, пишет повествователь его, посылал он в Заволочье управителей; а по временам и сам бывал на Ваге для личных распоряжений и для надзора за управлением доверенных. Он любил Вагу. По этой любви построил он в Заволочье, на горе над рекою Вагою, городок и назвал его «Пинежским городком», как поставленный над рекою Пинежкою. «Тогда городки получали имена по рекам и урочищам», - замечает  древний повествователь. Пинежка впадает в реку Вагу в 16 верстах ниже Шенкурска. «В Новгороде, - продолжает повествователь, - Василий начальствовал честно и ненавидел все худое. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, врачом больных, в доме его находили себе покой все странники». Особенно же расточал он благотворения свои на любимой Ваге. Он построил здесь много храмов. Им построены храмы Рождества Христова на Химаневе, храм Рождества Богородицы на Усть-Пуе, храм Рождества Предтечи на Леде.

По летописям видим, что на Ваге при всей любви своей к людям Василий Степанович вынужден бывал браться за оружие для усмирения дикарей - вогулов и остяков, нападавших на его поселения. В 1446 г. «Василий Шенкурский, - говорит летопись, - и Михаил Яковль, Новгородские воеводы, отправились с 3000 Заволочскаго войска и захватили множество людей Югорских с их женами и детьми. Но они оплошали. Югорцы, подойдя к ним с коварством в сердце, сказали им: «Мы хотим давать вам дань, надобно сделать расчисление, мы покажем вам станы, острова и урочища». А между тем, собравшись, ударили на Васильев острог, перебили много людей, детей боярских и людей отважных - всего человек 80. Жаль было слышать о потере их. Василий с сыном Симеоном и с малой дружиной убежал; иные рассеялись по лесу. Другой воевода Михаил Яковлевич в то время был на другой реке. Прибыв к Васильеву острогу, увидал он, что острог разорен, люди побиты, а другие разбежались. Он начал искать их по реке, и собрались к нему Василий с сыном и все другие».

В том же (1446) году посадник Василий Степанович являлся послом от Новгорода к Шемяке, причем заключен был договор с Шемякою, новым великим князем. В 1456 г. посадник Василий Степанович вместе с Новгородским архиепископом просил в Волоке Ламском великого князя Василия дать мир Новгороду. Его имя вместе с именами других полномочных Новгорода  видим в договорных грамотах Новгорода с великим князем того же года. Это последний год, когда имя воеводы и посадника Василия встречается в истории Новгорода.

Василий Степанович собственным опытом уверился, что дела мира только тревоги и суета, если только не оскорбление для совести. Он совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край.

Еще задолго до того времени, в 1444 г., основал он на Ваге иноческую обитель в честь Евангелиста Иоанна. Древний повествователь говорит о сем: «Пред каждым праздником Василий проводил ночи в молитве. Пред праздником Иоанна Богослова положил обет построить обитель в честь Евангелиста. Наутро пошел осмотреть места, и два места, на западе от городка, показались ему удобными для обители. Из них восточное более нравилось ему, но он, не полагаясь на себя, бросил жребий: три раза бросал и каждый раз выходил жребий западного. Василий сказал вслух служителям: «Восточное место - место твердое, а на этом месте земля не крепка, и ,однако, люди будут жить здесь, оно им понравится, только много будет хлопот». Блаженный Василий велел строить здесь общежительный монастырь с храмом Евангелиста... Обители своей он дал много земель, утвердив свои пожертвования грамотами». Ныне известны грамоты, которыми Василий Степанович в 1452 г. назначил из своих имений три села с землями в пользу Богословской обители, и в тех же грамотах видим игумена обители Серапиона. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович поступил сам в Богословскую обитель и жил здесь, как самый строгий инок, до кончины своей. «Василий, - пишет древний повествователь, -  оставив жену и детей, сам поселяется в обители Евангелиста и принимает монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель. Сколько знаменит был за оградою обители, столько в обители в одежде инока старался быть известным одними иноческими подвигами. Верный Владыке своему раб, он работал Ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах».

Достигши глубокой старости, мирно скончался он июня 19-го 1462 г., тогда как с того же года великий князь Иоанн начал покорять Новгород полной своей власти, и к 1478 г. весь Важский и Двинский край стал собственностью дома великого князя, оставившего, впрочем, имения, подаренные Василием Степановичем Богословской обители, за этой обителью.

В 1552 г. случился большой разлив реки Ваги. И в прежние годы от напора воды гора, на которой стоял монастырь, была подмываема. В этот же год, пред днем памяти блаженного Варлаама, когда в обитель собралось множество богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины ее, так что едва уцелел храм. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб блаженного Варлаама. Игумен Герасим с братиею перенесли гроб блаженного и положили близь нового храма. Тогда увидели, что мощи блаженного Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и гроб не истлели, тогда как в другом гробе современном увидали прах.

Затем случился в Новгородской области голод. По летописи, это было в 1557 г. Тогда «голод был по всей земле, а больше по всей Заволочской стране». Игумен Паисий и братия, страшась скудости, положили не раздавать хлеба бедным. По завещанию же блаженного Варлаама в день кончины его каждый год кормили всех бедных, сколько бы ни приходило их, да еще наделяли их зерновым хлебом. В этот день Паисий и братия положили не делать сего. Блаженный Варлаам, питатель бедных при жизни своей, явился кормителем их и по смерти. Пред праздником после утрени игумен и братия, по обыкновению, заснули. Сперва Паисию, потом старшим из братии является с жезлом в руке, с темно-русой бородой, как пишется он на иконе, и говорит строгим голосом: «Вы составляли нечестивый совет, не хотите давать милостыню нищим, затворяете житницы мои для бедности. Ужели не понимаете, что затворяете себе Царствие Небесное? Знайте, что это место разорится вконец. Приказываю вам: завтра в день памяти моей непременно кормите всех бедных и раздайте им милостыню, чтобы простил вам Бог дерзость вашу». То же с грозной строгостью сказал он и старшей братии, прибавив приказание кормить бедных не только в день памяти его, но и во всякое другое время.

Древний повествователь описывает затем исцеление весьма многих больных и слепых при гробе преподобного Варлаама. Самые замечательные исцеления совершились над Давидом Вертячим и Семеном Тимофеевым. Вертячий, крестьянин Ледской волости, идя по мосткам, осунулся левой ногой в воду. Нога опухла до пояса; сделались нарывы и нагноения до того, что мясистые части вовсе сгнили и остались одни кости. Долго и сильно страдал Давид, стал каяться в грехах своих и призвал на помощь преподобного Варлаама. Это оказалось лучшим лекарством. Вертячий стал наступать на ногу и кое-как добрел до обители Варлаама. Сюда же пришел из той же Ледской волости Семен Тимофеев, у которого до того болел правый глаз, что от опухоли и стрельбы страдали половина головы и правая сторона тела. Оба они молились у гроба преподобного Варлаама, и, когда ночью заснули, Семена вдруг кто-то толкает и говорит: «Встань, разбуди и товарища Давида, идите и молитесь у гроба Варлаамова, будете совсем здоровы». Пробудившийся Семен не видел никого, разбудил товарища, и оказалось, что оба они совсем здоровы.

 Мощи преподобного Варлаама были свидетельствованы в 1630 г. Новгородским митрополитом Киприаном. Тогда же сделано было распоряжение о праздновании памяти преподобному Варлааму, и в его имя построен был придельный храм. Ныне мощи его почивают в бывшей монастырской, а с 1764 г. приходской Богословской церкви. В день кончины преподобного, июня 19, ежегодно бывает крестный ход из города Шенкурска на место покоя преподобного Варлаама.


Тропарь, глас 3

Еже к добродетелем прилежанием взыграния плоти обуздал еси, благими нравы душу свою украсив, от земных Христу превозведе ум свой, тем от Него исцелением струя независтна явися, притекающим верою к тебе и любезно зовущим: Варлааме, отче наш, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Варлааме, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Тропарь, глас 8

В тебе отче Паисие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Паисие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.


 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 Основным источником сведений о Варлааме Важском является его житие, написанное в 1589 г. иеромонахом Антониева Сийского монастыря Ионой по просьбе игумена Даниила и братии Иоанно-Богословского монастыря.

…Преподобный родился в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь святителя Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития Варлаама Важского в краеведческой и исследовательской литературе XIX – начала XXв. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.С. Васильев и В.Л. Янин, закрепилась фамилия Своеземцев или Своеземцев-Едемский. Предки Варлаама Важского активно участвовали в заселении и освоении территорий по реке Ваге, левому притоку Северной Двины, в местности, которую новгородцы называли Заволочьем.

 …Большую часть своей жизни Варлаам Важский прожил в миру, был женат, по летописям и грамотам известны 2 его сына – Иван и Семен (другие источники говорят о 2 дочерях и 8 сыновьях Варлаама Важского). …Новгородская I летопись под 1445 г. сообщает о неудачном походе новгородцев под предводительством воеводы Василия Шенкурского на племя югру, обитавшее в Заволочье, исследователи отождествляют Василия Шенкурского с Василием Степановичем. Чуть позже Василий Степанович стал посадником – так он называет себя в грамоте Иоанно-Богословскому монастырю. Согласно житию, он был посадником в Новгороде. Из летописей и договоров Новгорода с великим князем Василием II Васильевичем известно, что в Новгороде в 1446-1456 гг. действительно был посадник Василий Степанович. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой преподобный, живя в миру, был Важским посадником, а Новгородский посадник Василий Степанович – это другое лицо. Эта версия согласуется с сообщениями жития о частом пребывании и активной деятельности святого в Поважье.

…В 1456 г. Василий Степанович принял постриг у первого игумена Иоанно-Богословского монастыря Серапиона, прожил в иночестве 6 лет, был похоронен рядом с построенной им церковью Иоанна Богослова.

 …В XVI –XVIII вв. почитание Варлаама Важского широко распространилось в Поважье. В монастыре велась «Книга чудес преподобного», куда со слов людей, которым помог Варлаам Важский, записывались случаи чудотворений по молитвам к преподобному.

В устных преданиях о Варлааме Важском, до сих пор бытующих на территории Шенкурского района Архангельской области, рассказывается о том, что святой приплыл в эти края на плоту или на камне. … В преданиях о «проклятом» Заважье (несколько деревень на правом берегу Ваги напротив Шеговар) рассказывается, что плывший на камне Варлаам Важский пристал вначале к правому берегу Ваги, однако местные жители не захотели его принять и оттолкнули камень, за это святой наслал на них «гадов» (до сих пор на правом берегу Ваги много змей, а на левом их нет). Особенным почитанием у жителей Важского края пользуется «Варламиев (Варламовский) колодчик», находящийся на реке Ледь на Ледском пастбище в 9 км от Иоанно-Богословского монастыря. По преданию, это было место уединенных подвигов Варлаама Важского, по его молитвам здесь забил ключ, впоследствии над ним возвели часовню. В конце XIX - начале XX в., в день памяти Варлаама Важского, к «Варламиеву колодчику» совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. В настоящее время у «Варламиева колодчика» ежегодно в день памяти преподобного служит молебен настоятель Шенкурской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

 …В XVIII – начале XX вв. в день памяти Варлаама Важского к часовне ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска. Часовня сохранилась, … в настоящее время принадлежит Церкви; ведется работа по установлению местонахождения мощей Варлаама Важского.

Исидорова З. Н., Рыжова Е. А.

 Варлаам Важский //  С. 611-613.

 

 Монастырь был основан в конце 40-х годов XV в. новгородским посадником Василием Степановичем.

 …Василий Степанович стал ктитором Варлаамиева монастыря (Ктитор – святого храма или обители создатель, вкладчик, попечитель, староста церковный.56 С. 274), назначил первого игумена Серапиона и в 1451-1452 гг. дал грамоту, которой пожаловал обители 3 села землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в монастыре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти «общее житие», ему принадлежало право решать вопрос о приеме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между монастырем, с одной стороны, и посадником Василием и его семьей (названы жена и дети), с другой. Посадник с семьей не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян («половников» и «отхожих людей»). … По завещанию преподобного Варлаама в день его смерти в обители служили панихиду и устраивали угощение для всех пришедших.

 …В 1619 г. Варлаамиев монастырь был разорен литовскими отрядами и «русскими ворами»: они заняли обитель, убили многих насельников, разграбили имущество, церковную утварь, сожгли кельи и дворы в монастырских деревнях, перебили монастырский скот. В 1622 г. сгорели Иоанновский и Трехсвятительский храмы. 16 февралч 1627 г. Новгородский митрополит Киприан выдал грамоту на строительство новой церкви во имя апостола Иоанна, которая была освящена в 1631 г.

… До конца XV в. Варлаамиев монастырь оставался единственным крупным монастырем в Важском крае, к 1764 г. стал лучшим по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим – в нем жило 15-30 монахов, несколько слуг и трудников (в середине XVII в. около 20 человек). Комплекс земельных владений Варлаамиева монастыря сформировался во 2-й половине XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира); в XVI  - I половине XVIIIв. Недвижимые владения Варлаамиева монастыря почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству великий князь Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 января 1482 г. закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам – потомкам преподобного Варлаама. По грамоте великого князя Василия III Иоанновича 1543 г. монастырю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В конце XV – 1-й трети XVII в. монастырь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских великих князей и царей.

 Монастырские деревни находились в Ледском стане Шенкурского уезда по обеим берегам Пинежки и Ваги. Кроме пахотных земель и лугов, Варлаамиев монастырь имел леса и рыбные ловли на реках Ваге и Пинежке и озерах Лум, Снулус, Пинежское. Весной старцы и вкладчики ходили на ловлю рыбы в низовья Северной Двины. Братия также выращивали на продажу лошадей и быков. Благодаря своему географическому положению, Варлаамиев монастырь посредничал в торговле: в Верховажье, на реке Кокшеньге (Кокшенге) и в Устьянской волости монастырь покупал хлеб, который продавал в Архангельске и Холмогорах, а также Антониево-Сийскому монастырю; в обратном направлении везли соль. Вклады и подаяния (кружечные сборы и т.п.) давали в Варлаамиевом монастыре от 7 до 20% годового дохода. За вклад определенной суммы денег (в XVII в. минимальная – 5 р.) или ее натурального эквивалента монастырь обязывался принять вкладчика в число братии и содержать его в старости. Богатые вкладчики участвовали в хозяйственной деятельности монастыря, получая прибыль. Часть денежных средств и зерна Варлаамиев монастырь отдавал крестьянам в долг и кабалу (Кабала – письменное долговое обязательство.56 С. 240); во 2-й половине XVII в. поступления денег и зерна по кабальным и долговым записям иногда доходили до 50% годового дохода монастыря.

…В 1762 г. Варлаамиев монастырь был закрыт, храм обращен в приходской, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Троицкий женский монастырь. В 1782 г. на месте обветшавшей Свято-Духовской церкви поставили деревянный храм с таким же посвящением. В 1802 г. по грамоте Архангельского и Холмогорского епископа Евлампия (Введенского) на новом месте к юго-востоку от Свято-Духовской церкви заложили каменный храм с главным престолом во имя апостола Иоанна и приделами во имя преподобного Варлаама Важского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1809 г.). Над папертью церкви построили каменную колокольню. В 1821 г. деревянная церковь апостола Иоанна была разобрана, в том же году над местом захоронения преподобного Варлаама Важского или неподалеку поставили деревянную часовню (возобновлена в 1894 г.); в XIX – начале XX в. в часовне стояла медная посеребренная рака под балдахином.

Постановлением Архангельского губернского исполкома  от 20 июня 1929 г. церковь апостола Иоанна была закрыта, как «грозящая обвалиться», колокола подлежали сдаче в Государственный фонд колоколов. 25 июня власти сделали попытку снять колокола, но им воспрепятствовали прихожане, собравшиеся к церкви по набату. Прихожанами руководили Л. С. Долгобородов (заместитель церковного старосты, потомок преподобного Варлаама Важского) и Г. П. Мелкий (заместитель председателя совета общины верующих), прихожан поддержал священник Артемий Власов, служивший в соседней церкви и окормлявший приход апостола Иоанна Богослова. Для подавления сопротивления была вызвана милиция, 26 июня колокола с храма были сняты. Решением особого совещания  коллегии ОГПУ от 3 сентября 1929 г. Долгобородов был осужден на 3 года заключения в СЛОН, Мелкий – на 3 года ссылки в Сибирь, священник Артемий – на 1 год ИТЛ. В 1929 г. в часовне преподобного Варлаама было устроено зернохранилище колхоза имени Кирова, в здании Свято-Духовской церкви – школа. В 1949-1950 гг. разобрали каменный Иоанновский храм, в 1998-1999 гг. рухнула Свято-Духовская церковь. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения преподобного Варлаама.

Белицкий Виталий, священник, Исидорова З. Н.

 Варлаамиев Важский во имя апостола Иоанна Богослова

 мужской монастырь //  С. 614-616.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15