Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский († 1937)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

22 нояб./4 дек. – День мученической кончины

19 июля/1авг. – Собор Курских святых

Неделя 3-я по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Белорусских святых


Священномученик Иоасаф, в миру Владимир Давидович Жевахов, родился 24 декабря 1874 года в имении Линовица Пирятинского уезда (по др. сведениям, г. Прилуки) Полтавской губернии. Происходил из древнего рода грузинских князей Джаваховых (Джавахишвили), принявших в XVIII в. российское подданство и русифицированную форму фамилии. Отец, князь Давид Дмитриевич Жевахов, из помещиков Пирятинского уезда Полтавской губернии. Мать, Екатерина Константиновна (урожденная Вульферт), состояла в родстве с семьей Горленко, из которой происходил святитель Иоасаф Белгородский. Брат-близнец Владимира, князь Николай Давидович Жевахов - государственный и церковный деятель, автор широко известных книг-воспоминаний. В семье, кроме братьев, были младшие сестры: Любовь (1876 г.р.) и Варвара (1879 г.р.), в замужестве Стороженко. Детство и юность Владимир провел в отцовском имении Линовица и в Киеве, где у матери был дом.

В 1899 году Владимир окончил юридический факультет Киевского университета. С 1900 года был на государственной службе в Киевской судебной палате. С 1902 по 1914 год избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей сначала по Пирятинскому, затем по Киевскому уездам. 9 января 1911 года получил звание статского советника и занял должность старшего советника Киевского губернского правления. В случае необходимости исполнял обязанности вице-губернатора. Во время Первой мировой войны находился в распоряжении уполномоченного Красного Креста при главнокомандующем Юго-Западным фронтом.

Владимир Давидович активно участвовал в общественной жизни, в духовно-просветительной и миссионерской деятельности. Много жертвовал на нужды Церкви. С октября 1908 года - действительный член Православного миссионерского общества. Член-учредитель Православного Камчатского общества, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым), впоследствии митрополита. С 1909 года Владимир Жевахов становится действительным членом Киевского благотворительного общества. 15 декабря 1910 года указом Святейшего Синода князь Жевахов назначен членом комиссии по устройству раки для мощей свт. Иоасафа Белгородского. С марта 1912 года - почетный член Курского Знаменско-Богородицкого миссионерско-просветительного братства.

22 октября 1911 года Владимир Давидович посетил киевский Ионинский во имя Святой Троицы монастырь, где познакомился с игуменом Валентином (Коротенко), который предложил князю принять участие в возрождении древнего пещерного киевского Зверинецкого во имя архистратига Михаила монастыря. 1 июля 1912 года по благословению Киевского митрополита Флавиана (Городецкого) Владимир Жевахов взял в аренду у военного ведомства на 6 лет участок земли в предместье Киева - урочище Зверинец. С августа 1912 года на личные средства организовал раскопки в Зверинце, в результате которых была расчищена часть древних пещер XII в. и захоронений, а также найден образ Пресвятой Богородицы. По ходатайству князя в апреле 1915 года после разрешения Святейшего Синода этот образ официально именовался Зверинецкой иконой Божией Матери. При пещерах был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем его являлся В. Д. Жевахов. В 1912 году был основан фонд, благодаря деятельности которого были собраны средства и начата постройка надпещерной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение церкви состоялось 1 декабря 1913 года. Владимир Жевахов стал старостой этой церкви. 29 августа 1914 года в ней был освящен придел во имя свт. Иоасафа Белгородского. Владимир Давидович добивался передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но после революции осуществить этот замысел стало невозможно.

В марте 1917 г. В. Д. Жевахов оставил государственную службу. Во время Гражданской войны первое время жил в Киеве. Весной 1918 г. из-за наступления большевиков вместе с братом тайно находился как послушник в скиту Рождества Пресвятой Богородицы (Церковщина), где их принял игумен Мануил (Ковш) (впосл. схиигум. Серафим; †1920). В августе 1918 года В. Жевахов был назначен чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел правительства гетмана П. П. Скоропадского. С приходом Добровольческой армии генерала А. И. Деникина братья расстались. Николай Давидович Жевахов в 1919 году выехал за границу, за границу выехал и муж младшей сестры Николай Владимирович Сторожен- ко. Владимир вернулся в родовое имение Линовица, где с ним вместе поселился друг семьи известный духовный писатель С. А. Нилус со своими близкими. После Гражданской войны В. Жевахов преподавал иностранные языки, по некоторым сведениям, был научным сотрудником Всеукраинской АН. Владимир часто посещал Зверинецкий скит, попечителем которого продолжал оставаться. 28 января 1924 года в монастырской книге он записал: «Впервые в этом году посетил Зверинецкий скит. Пусть будет этот год годом возрождения униженной Родины нашей во славу и утверждение Православной Церкви».

В 1924 году В. Д. Жевахов был арестован ОГПУ «за княжеское происхождение» и 7 месяцев содержался в киевской тюрьме. В ноябре 1924 года поселился в киевском Ионинском Троицком монастыре. Тогда же обратился с письмом к святейшему Патриарху Тихону с просьбой благословить его на принятие монашества в Зверинецком скиту. «После пережитой в текущем году Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу», - писал Владимир святителю.

24 декабря 1924 года в Зверинецком надпещерном храме управляющим Киевской епархией Уманским епископом сщмч. Макарием (Кармазиным) пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь свт. Иоасафа Белгородского. Вскоре рукоположен во диакона и во иерея.

6 июля 1926 года хиротонисан во епископа Дмитриевского, назначен викарием Курской епархии. Хиротонию в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении Печерского епископа Григория (Козлова) и Конотопского епископа Иоанна (Доброславина). 

16 сентября 1926 года епископ Иоасаф был арестован по обвинению в «изготовлении и хранении в своей квартире с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного содержания», а также за «поминовение во время богослужений бывшего императора, членов царского дома и бывших министров». Приговорен к заключению в ИТЛ. С осени 1926 года отбывал наказание в СЛОН. В конце 1929 года, по освобождении, был направлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. По возвращении, 19 сентября 1932 года назначен епископом Пятигорским, а 28 октября того же года - епископом Чебоксарским и Чувашским. От назначений отказался. В 1933 году владыка Иоасаф вновь приговорен к 10 годам ссылки в Северный край. Проживал в Архангельской области, где познакомился и духовно сблизился со свт. Лукой (Войно-Ясенецким). Здоровье владыки Иоасафа значительно ухудшилось, и его как инвалида перевели на жительство под административным надзором в Московскую область.

29 июня (по др. данным, 29 июля) 1934 года епископ Иоасаф был назначен управляющим Могилевской епархией. В 1936 году одновременно назначен временно управляющим Минской епархией. Но в том же году владыка по состоянию здоровья ушел на покой и поселился в Белгороде. Однако власти в административном порядке 16 октября 1936 года выслали владыку в г. Боровичи Ленинградской (ныне Новгородской) области, где проживала его сестра Стороженко Варвара Давидовна. Боровичи в те годы были местом проживания ссыльного ленинградского духовенства и церковных активистов из мирян. Через полгода епископу Иоасафу было разрешено вернуться в Белгород «на покой», но 29 января 1937 года он был вновь арестован как руководитель террористической «троцкистско-зиновьевской банды», якобы собиравшейся взорвать правительственный поезд при проезде через станцию Белгород. Содержался владыка в белгородской тюрьме, затем проживал под надзором в Ленинградской области. Затем вновь был доставлен по этапу в Курск. Обвинялся в руководстве «белгородской террористической группой», в организации выступлений граждан за открытие церквей и в нелегальном совершении богослужений. Виновным в предъявленных обвинениях в антисоветской деятельности себя не признал, подтвердил, что говорил о гонениях в СССР на Церковь, духовенство и верующих. Как утверждал священник Яков Кротов, в обвинении «... не было ложью, что епископ назвал убийство Кирова «заслуженной карой» за расстрелы, которые проводились по приказу Кирова».

4 декабря 1937 года Особой Тройкой НКВД по Курской области Владимир Давидович Жевахов (епископ Иоасаф) был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян в Курске.

20 мая 1990 года реабилитирован прокуратурой Белгородской области по 1937 году репрессий. Материалы к канонизации епископа Иоасафа были собраны братией киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря и подчиненного ему Зверинецкого скита. В возрожденном Зверинецком монастые нижний храм освящен в честь двух Иоасафов - Белгородского и Могилевского.


Канонизация:

Имя епископа Иоасафа (Жевахова) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 г.

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Иоасафе, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех / и славнаго в муче- ницех Иоасафе, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.


Источники:

•          Иоасаф (Жевахов Владимир Давидович) - Православная энциклопедия, т. ХХV (прот. Георгий Соколов)

•          Иоасаф (Жевахов Владимир Давидович) - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ. pstbi.ccas.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15