896

11 декабря в Московской Финансово-юридической академии МФЮА состоялась очередная встреча молодёжного клуба «Донской». Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) поразмышлял перед собравшимися на тему «Мир и меч». «Правмир» предлагает читателям краткое содержание прозвучавшего выступления.

 

Предпраздненство Рождества

Период Рождественского поста – большое предпраздненство Рождества Христова. От этого события ведётся летоисчисление, которым пользуются даже богоборцы.

В своё время французские революционеры пытались ввести свой календарь – от революции. Как будто революция – событие более великое, чем Рождество.

Причём в календарь они ввели декады, а наши революционеры потом вводили пятидневки – чтобы невозможно было исполнить заповедь о седьмом дне. Но ничего у них не вышло.

Ещё немного – и мы услышим рождественские песнопения, в которых сказано: «Яко с нами Бог».

 

Не тот мир и другой меч

Первые слова, которые прозвучали в момент Рождества, пастухи услышали от ангелов: «Слава в Вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение». То есть были проповеданы мир и благоволение – доброжелательство. Но в то же время в Евангелии сказано: «Не мир принёс, но меч». Как это совместить?

Дело в том, что мир, обещанный Богом, это не нынешние перемирия, когда все терпеть друг друга не могут, но сражения на время прекращают. Мир, обещанный Богом, это вечный покой и безмятежность.

Если Бог уходит из мира, то остаётся Сатана, а он может нас победить, потому что он – самый талантливый ангел. Но Господь, если мы будем с Ним, непобедим.

Когда Господь посылал апостолов, то сказал: «Посылаю вас, как овец среди волков». Апостолов ненавидели и гнали все.

Человек, который отказывается от Бога, остаётся пуст. И ему надо чем-то заполнить эту пустоту. И ещё вокруг него – общество падших грешников, и мы – его часть. Потому что мы тоже преступники – некогда наши прародители преступили заповедь Божию. И ещё – огромное количество падших ангелов. В общем, целая мафия, такая вот большая криминальная группировка.

Когда Господь родился, падшие ангелы забеспокоились. Сатана не дал Христу родиться в нормальных условиях, а потом ещё убил четырнадцать тысяч младенцев. Вот он – меч, а вовсе не такой меч, который подразумевают «борцы за веру» – например, крайние исламские группировки.

 

Самая сложная битва

А ещё меч – слово Божие. Это – меч очищающий. Ибо наше тело и дух нечисты – обуреваемы страстями. И наши чувства отвлекают нас от Любви Божией на всякие чувства и зависимости. А Слово Божие отсекает нас от этих страстей.

И это – труднее всяких восточных единоборств, труднее войны. Там один раз амбразуру закрыл собой – ты герой. А здесь борьба постоянна.

Даже древние восточные мудрецы говорили, что наблюдать себя тяжелее всего на свете. Будда говорил, что владеющий собой сильнее того, кто победил врага. Лао Цзы говорил: «Кто победил врага – тот силён, кто победил себя – могуществен».

И духовная брань – это постоянная битва, потому что мысли сильны, они могут и до сумасшествия довести человека – вот какая эта битва.

Есть ещё значение слова меч – «жезл железный», которым Господь пасёт народы.

Иногда бывает так, что не просто люди, а целые народы начинают гордиться своей богоизбранностью. И тогда случаются бедствия – плен вавилонский или наш советский плен, в котором мы, считайте, провели семьдесят лет.

 

Получается всегда обратное

А из дел Сатаны всё время получается обратное. Он умертвил младенцев – но вместо того, чтобы кричать со всеми: «Распни!» – они переселились в селения праведных.

Императоры избивали мучеников, но вместо единиц возникали сотни христиан. Бесы нападали на отшельников – но святой Антоний Великий и другие выработали духовную броню.

Когда христианство стало официальной религией, в неё влилось множество народа, и начались разномыслия. Но апостол Павел сказал: «Должно быть разномыслию между вами, чтобы выявились искусные». Так из борьбы с ересями возникло богословие.

Однако подспудная коалиция между иудеями и язычниками, которые боролись с христианством, остались. Уже во времена Возрождения в Европе началось массовое возрождение языческих начал. А на Руси в это время развивалась ересь жидовствующих.

И по ходу человеческой истории было много антихристианских экспериментов. В начале большевизма в России приветствовали свободное сожительство – до тех пор, пока не увидели, что это вредит государству. Позже у нас стали реставрировать семью – ввели орден «Мать-героиня» и прочее. Однако же идеологи сексуальной революции 60-х годов говорили: «Мы учились у ваших большевиков».

И что интересно, люди, которые оставляют свою веру, становятся нежизнеспособны. Ещё Достоевский говорил: «Русский человек без веры – дрянь». И что мы сегодня видим – у мусульман множество детей, китайцы трудолюбивы, а русские вымирают.

Меч религии не есть меч, с которым преследуют врагов. У Церкви нет воинов – у Неё есть мученики.

Я прочитаю стихи Тимура Кибирова, думаю, их здесь многие знают:

Их-то господь – вон какой!

Он-то и впрямь настоящий герой!

Без страха и трепета в смертный бой

Ведет за собой правоверных строй!

И меч полумесяцем над головой,

И конь его мчит стрелой!

А наш-то, наш-то – гляди, сынок –

А наш-то на ослике цок да цок

Навстречу смерти своей.

Ну, в общем, вы помните, чем там закончилось. Вот какие должны быть православные, а не то, как есть «сотня Иисуса Христа».

 

Закон гордости

Но больше всего нас подводит гордость: «Ой, мы победили, мы на Олимпиаде победили». Как у Хомякова:  «Мы Божий меч, мы – божий щит, у нас закон, у нас пророки».

Перед революцией был такой Антоний Храповицкий, который говорил: «Вот, сейчас мы завоюем Константинополь, переселим турок в Турцию. У нас будет от Кавказа до Яффы полоска русской культуры, и Московский патриарх будет Константинопольским, а Константинопольский – у него викарием. А что в итоге получилось? Народ побежал к большевикам.

А потом то же самое повторилось с большевиками. «Нам нет преград», и проект Дворца Советов, который самые его руководители называли «штурмом неба».

Но, стоило большевикам для планируемого дворца взорвать Храм Христа Спасителя, как в Германии к власти пришёл Гитлер. И, что характерно, на крыльях, фашистских самолётов которые потом начали бомбить СССР, были кресты.

То же характерно и для нынешнего времени. У нас есть представители духовенства, которые расслабились, и готовы привыкнуть и к благополучию и к подаркам. Но нам неполезен покой. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. И беспокойство нам полезно, чтобы мы были внимательны.

  

Ответы на вопросы

По окончании выступления иеросхимонаху Валентину задали несколько вопросов.

 

– А вот есть такие общины кочетковцев. Как к ним относиться – это мир или меч?

Есть у Сатаны принцип – разделяй и властвуй. Это он. Но здесь опять проявляется то, о чем говорил апостол Павел: «Должно быть разномыслию».

Но нам нужно следить, чтобы внутри нас был мир, чтобы была мудрость. Чтобы нам не осуждать и не растворяться в чём-то.

Наш меч должен быть мечом молитвы, чтобы Господь дал нам мудрость. Потому что – ну, что такое на самом деле: «С одной стороны православная армия, с другой – сотня Иисуса Христа». Ну, так же не бывает.

 

– Вы говорите о молитве, а как молиться. Это Иисусова молитва или что?

– Нет-нет, это всё очень серьёзно. Это нужно практиковать под серьёзным руководством.

Такое раньше было: когда в монастыри приходили новоначальные и начинали молиться, кто-то, бывало, перегибал палку. И тогда старцы приводили всех в чувство, выводили из исступления. Конечно, перегибы неизбежны, по-другому нельзя, но всё же.

Молитва всегда была сердцем Церкви. В Греции был Григорий Палама, а у нас – преподобный Сергий. Правда, у нас был и упадок — когда при последователях Иосифа Волоцкого возобладала идея таких общественных монастырей, и туда же поместили всех старцев. Но потом, в XIX веке всё возрождалось. И миряне были в молитву вовлечены – у греков во времена Паламы точно были общины мирян.

Так что вы начните, а руководитель для вас найдётся.

 

Дарья Менделеева/Православие и мир

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15