128

Мы ходим в храм, исполняем молитвенное правило, исповедуемся, причащаемся, но нам иногда кажется, что это всего лишь формальность. И за соблюдением всех благословений теряется настоящая крепкая живая вера. Как не опустить руки в этой ситуации и вместо сетования и печали продолжать свой путь к Богу?

На эти сложные вопросы на Пастырских встречах отвечает насельник Сретенской обители иеромонах Никодим (Бекенев). 

– Батюшка, как прилепиться к Божьей любви неразрывно, крепко, на постоянной и стабильной основе, чтобы быть проводником любви, и дарить ее ближним, и согревать их души и жизни?

– Сложный вопрос. На самом деле, ведь мы представляем любовь как объятия, сюсюканья, еще что-то, а это не всегда любовь. У нас есть потрясающий евангельский отрывок, который говорит о любви, – это притча о милосердном самарянине. Сейчас это могло бы выглядеть так: человек попал в руки разбойников, его избили и оставили умирать в луже, в какой-то грязи, мимо него прошли священнослужитель и пономарь, и оба проигнорировали его. Пришел сектант, увидел его, посадил в свой чистый «Мерседес», такого грязного и несчастного, довез до платной клиники, положил его туда и заплатил за лечение деньги. Он с ним не сюсюкался. В чем же любовь? Это оказать помощь и поддержку человеку, когда он в ней нуждается. Не надо на улице с бомжами целоваться и чай пить с ними из термоса (многие переживают, что они не любят людей, проявляя к ним брезгливость), надо оказать помощь человеку, когда он в ней нуждается. Это первое проявление любви. Вы видите нужду человека, серьезно оцениваете ситуацию, понимаете, что помощь нужна, и ее оказываете. Ориентируйтесь по ситуации, у вас у всех есть разум. 

Любовь – это оказать помощь и поддержку человеку, когда он в ней нуждается

– Как определить верно, где промолчать богоугоднее, чем сказать что-то, а где молчание – синоним трусости или же фразы «Молчанием предается Бог»? Где молчание – смирение, а где – предательство? 

– Мы сами прекрасно чувствуем, у нас есть внутренний такой индикатор, который называется нашей совестью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о нем еще как о противнике человека. Вот она является нашим противником в нашем малодушии, трусости и так далее. Этот индикатор не дает проявлять нам малодушие, не дает заглушать свою внутреннюю душевную слабость. 

Ситуации могут быть разные, и самое страшное – люди, которые являются такими дико принципиальными, в каких-то самых простых мелочах не уступают и конфликтуют, оказываются удивительно малодушными в сложных ситуациях. Не боритесь за свои принципы в мелочах. Будьте гибкими, мудрыми, но в тот момент, когда действительно надо проявить мужество, духовную смелость и решительность – будьте мужественными и смелыми. 

1.jpg

Трезвый разум, рассудок, рассуждение помогут вам сориентироваться в этой ситуации. Ситуаций бывает много, и сложно их спрогнозировать, чтобы заранее заготовить решения, но прислушивайтесь к голосу совести. 

Иногда полезно бывает просто отойти в сторону, не стать участником какого-то беззакония, а иногда надо мужественно останавливать беззаконие. Прислушивайтесь к внутреннему голосу совести.

– Как вести себя мирянину, знающему о спасительной вере православной, говорить или молчать? 

– Не говорить, не молчать, а действовать. У нас есть хорошее наставление преподобного Серафима Саровского о спасении: если ты сам спасаешься – вокруг тебя спасаются тысячи. 

– А это как?

– Сейчас есть у молодежи популярная фраза «Быть, а не казаться». Это фраза духовная. Надо быть, а не казаться. Если мы христиане по существу, а не по словам, то всё понятно. Бывают какие-то моменты, где от нас требуется и мужество, и мудрость, и любовь. И в этих ситуациях, проявляя себя как настоящие христиане, мы будем проповедовать веру, и для домашних в том числе. 

– Как быть, когда приходит человек вроде бы крещеный, а в церковь не ходит, говорит: «Я – безгрешный»?

– Когда человек не видит своих грехов, не надо быстренько стремиться ему их указать. Надо его встретить, принять с любовью. Человек, когда начинает думать о своих грехах, начинает их видеть. 

Вопрос в том, что многие не задумываются. И самое страшное то, что мы начинаем учительствовать, а от нас ждут любви. Это очень важно, потому что многие люди говорят, что их в церкви обидели… Потому что мы сюда идем за чистотой, за святостью, за любовью. Мы в миру готовы терпеть, мы понимаем, что это законы мира, но, когда мы приходим в церковь и здесь сталкиваемся с подобными сложностями, они нас волнуют уже по-другому. Ведь мы все-таки рассчитываем, что Церковь – это чистое, духовное пространство. Надо понять, что мы должны давать друг другу тепло и любовь. Чем мы отличаемся от фарисеев, когда начинаем говорить людям о молитвенных правилах, о постных правилах, наставляем их исполнять то, другое, третье и забываем о любви? Мы просто как будто вернулись в пространство Ветхого Завета, в которое пришел Спаситель и его обличал. Люди, которые приходят и говорят, что они безгрешные, они приходят к нам, и мы должны явить им любовь – тогда мы христиане. Мы должны как раз с теплотой и пониманием к ним отнестись, а не рассказывать им, сколько дней нужно поститься, сколько молитв нужно прочесть. Мы принимаем их с любовью, а они сами потом разберутся, сколько им поститься, сколько им молитв читать, они всё это постигнут. Но от нас они все ждут любви. 

Церковь – это чистое, духовное пространство, и надо понять, что мы в ней должны давать друг другу тепло и любовь

– Известно, что Сын Божий, Спаситель Иисус Христос, сказал Своим апостолам идти и учить народы тому, чему Он научил их самих, крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. По опыту старцев известен духовный совет, что «не многие делайтесь учителями».

– Так тут речь идет не об учении Христовом, а о нашей страсти наставлять и поучать других.  Идти в народы крестить и учить их соблюдать все, что заповедовал Спаситель, – это задача каждого христианина. Вот сейчас к нам многие народы приходят, не надо никуда ехать. Пожалуйста, мы об этом говорили, являйте миру любовь. Мы помним историю с Макарием Великим и его учениками. Когда они пошли в город, ученики его обогнали и по дороге просто «отпинали» языческого жреца. Макарий же его поднял, помог ему, оказал помощь, пообщался с ним, и человек задумался о христианстве. Вот пример. 

– Что делать, апостолы святы, а мы нет? 

– Мы же подражатели, мы понимаем, что Господь нам сказал: «Будьте святы, как и Отец ваш Небесный свят» (ср.: Мф. 5: 48). Это недостижимо, это невозможно для человека. Но приведу самый простой житейский пример. 

Молодой мальчик приходит в спортивный зал, неважно, каким он спортом занимается, пока пробует свои силы. Если он начинает прыгать с шестом, то скоро узнает, что был такой спортсмен Сергей Бубка, лучший в этой дисциплине легкой атлетики, есть спортсмены, которые поднимают штангу с невероятным весом, они для нас образцы. Каким бы мы ни занялись делом, мы ориентируемся на лучших, хоть и не всегда приближаемся к их результатам, но, если мы начнем ориентироваться на «слабаков», результата не будет. Мы пришли в Церковь, и мы не должны говорить: «Мы в церковь ходим, значит, мы лучше, чем эти негодяи, убийцы». Для нас образ – Спаситель, и мы подражаем Ему, а не радуемся, что мы лучше, чем люди, которые не нашли Спасителя и погибают в своих проблемах и в своих грехах. 

Для нас образ – Спаситель, мы подражаем Ему, а не радуемся, что мы лучше, чем люди, которые не нашли Его и погибают в своих проблемах и грехах

– Как найти духовного отца и наладить с ним связь? 

– Поиск духовного отца – процесс очень серьезный и неторопливый. Есть практические советы – приглядывайтесь, общайтесь со священниками, ищите близкого человека по духу, молитесь об этом обязательно, о том, чтобы найти, чтобы Господь вам послал такого человека, свел с ним.

Не торопитесь, сроков ставить не нужно. У вас есть возможность общаться с разными священниками, приглядывайтесь к ним, прислушивайтесь, что они вам говорят, спрашивайте. Если этот человек действительно будет вам близок, вы поймете, что он для вас интересен, то начинайте чаще общаться. Когда вы поймете, что вы нашли себе такого духовного друга, советчика, дорожите этой связью. Потому что бывает, что человек нашел духовника, у него с ним все хорошо, он дает какие-то наставления, советы, благословения, но потом ему что-то один раз не понравилось, и он начинает сомневаться или вообще убегает от священника. Если вы действительно нашли духовного отца, нашли советчика – дорожите этими отношениями и не дайте диаволу разрушить эту связь.  Не всегда он будет вам говорить те вещи, которые вы ожидаете, но помните, что вы молились об этом, вы его нашли и не должны его потерять.

1.jpg

– Как не рассеиваться на службе? 

– В храме постоянно идет война между людьми за места, за пространство вокруг себя, нас раздражают истовые молитвенники, нас раздражают праздные люди. Всё это бывает. Надо помнить, что посреди вас Христос. Стоите вы в храме, и посреди вас Христос. А как не рассеиваться? Это проблема всех, и мы с ней боремся, сосредоточиваемся. Честно вам скажу, что я тоже рассеиваюсь во время богослужения. Когда совершаю Литургию, конечно, я собран, потому что я непосредственный участник и там идет концентрация предельная. Поэтому нам всем нужно стараться быть полноценными участниками молитвенного действия, переживать службу. Если рассеялись, не впадать в панику, а сосредоточиваться и продолжать участвовать в этом совместном действии. 

– В храме, где алтарь отгорожен маленьким иконостасом и все священнодействия видны, рассеянности ума нет.

– Я понимаю. В древней Церкви не было перегородки между мирянами и священнослужителями. Но она как раз важна для того, чтобы не рассеиваться священнослужителям во время совершения богослужения, чтобы не отвлекаться на прихожан в какие-то моменты. Но я вам скажу так, что в храмах с невысокой перегородкой привыкаешь со временем и тоже начинаешь отвлекаться. Не переживайте, это закономерность. Действительно, есть дьявольская борьба, нечистый пытается нас отвлечь от молитвы. Ну и что? Когда наши птицы куда-то разлетелись, мы начинаем свистеть и созывать их всех обратно в голубятню и даем им пищу. Также и мы сосредоточиваемся, начинаем молиться, и наши мысли едят эту молитвенную пищу. 

– Читала, что преподобный Паисий Святогорец советовал перед молитвой вспоминать все свои грехи, чтобы не рассеиваться во время службы, и что еще лучше – до этого почитать творения и жития святых.

– Не переживайте, способов много, но и так и так вы будете рассеиваться. Каждый ищет способы борьбы с этой проблемой. Конечно, помогает настрой на богослужение и увлеченное участие, внутреннее, сосредоточенное. Если не получается, не надо по этому поводу паниковать, расстраиваться, плакать, а надо просто в этот момент, когда вы почувствовали, что рассеялись, опять сосредоточиться и начать молиться. 

1.jpg

– Сможет ли верующий человек спастись и без Причастия, покаяния и похода на богослужения, если в душе он верит в Бога, но Причастие принимать не готов?

– Это можно просто посмотреть записи отца Дмитрия Смирнова, когда он говорит: «Какой Бог у тебя в душе? Что там у тебя в душе? Покопайся, посмотри – там ужас просто. Где ты там Бога видишь?»

– Как объяснить доступно, что йога не от Бога?

– Объяснить очень сложно, потому что вера – это дар Божий и надо молиться, прежде всего, за человека, чтобы Господь ему этот дар дал. 

Человеку с черствым сердцем, цинику, как вы объясните, что такое любовь? Пока он не ощутит это чувство, он не поймет. Это чувство является даром Божиим. Много доказательств, много антидоказательств, и человек, который занимается йогой, возможно, также сильно переживает, что вы ей не занимаетесь. И, в свою очередь, пытается вам объяснить, что в Церкви ничего нормального нет, а йога продлит вам жизнь и даст счастливую старость, и вы будете жить максимально долго и счастливо. Нужно молиться за человека, чтобы он получил этот дар веры, и при этом являть ему пример как раз христианской любви – это самое главное. Потому что эти наши бесконечные ссоры, споры, попытки что-то доказать, как правило, ничего не приносят, кроме раздражения, досад и обид. Господь нам дал свободную волю, и Он дорожит этим даром, не отнимает его и смотрит на ошибки человека, дает ему возможность ошибаться, а мы друг другу такой возможности не представляем. Уважайте этот дар Божий в человеке, его свободу, которую ему даровал Бог, свободу выбора. Молитесь за него и будьте ему действительно настоящим другом. 

Нужно молиться за человека, чтобы он получил дар веры, и при этом являть ему пример христианской любви

– Можно ли совмещать священнослужение с мирским трудоустройством? Может ли человек быть священником и трудиться в миру?  

– Я знаю людей, которые служат на сельских приходах, и они вынуждены зарабатывать деньги совершенно другим образом. Наш скит находится в Михайловском районе Рязанской области, и вот один из Михайловских благочинных служит на деревенском приходе и является фермером. Очень хороший деятельный священник, толковый, и он много лет благочинный, и каждый архиерей, а их там уже несколько поменялось, предлагал ему служить в городе. Он говорит: «Владыка, я не могу оставить деревенский приход, потому что там уже моя паства, а другой вопрос очень важный, потому что священник, который придет служить на этот приход, умрет с голоду. Я не получаю от прихода ни копейки, я живу за счет фермерской деятельности». Есть такие удивительные подвижники, удивительные люди. 

1.jpg

В Америке практически все русское духовенство работает, за редким исключением. И там вообще по-другому жизнь устроена. Это мы живем в монастыре, назначаем вам время богослужения, и у нас двунадесятый праздник – выходной. А там идет гражданская жизнь своим чередом, и мало кто получает разрешение прогулять работу или опоздать на нее ради того, чтобы пойти на Литургию, причаститься. И священнослужители выходят из положения, тоже служат ночью или рано утром совершают богослужения, при этом после этого сами тоже идут на работу. Так что отвечаю на Ваш вопрос: да, это возможно. 

– Можно ли во время службы подпевать хору? 

– Нет, есть постановление Вселенского Собора, которое запрещает петь в храме народу, подпевать хору, чтобы не мешать другим молиться, чтобы не было нестроения. Тяжело воздерживаться, но надо. Есть традиции какие-то, на Афоне кто-то видел (хотя там тоже уставное пение), в Закарпатье поют в храме все находящиеся в нем мужчины. Но это местные традиции. 

– Можно ли петь во время Причастия? 

– Да, пойте, это можно. Есть установленные пения. Мы поем Символ веры, мы поем молитву Господню, и мы поем запричастный стих всем храмом. Это можно. Воздержитесь от других пений. 

Тут ведь проблема не в том, что грех петь во время службы, что нельзя этого делать, а то, что вы мешаете другим молиться, ваше неожиданное вступление в музыкальную партию сбивает хор.

– А про себя можно? 

– Про себя – нужно. Пойте, молитесь, участвуйте, но не кричите, не пойте громко вслух, чтобы не нарушить ход богослужения. Ведь вы знаете многие возгласы священнические наизусть, вы знаете многие диаконские прошения наизусть. Представьте, выйдет дьякон, и вы все ему начнете хором суфлировать кто как может. И что у нас получится? Вместо гармонии – какофония.

– Взрослый человек, читаю «Хроники Нарнии» и другие книги Льюиса, нахожу в них много христианства. Не вредно ли увлекаться христианскими фэнтези? 

– Да, это очень хорошо, читайте. Я вообще считаю, что читать литературу нехристианского содержания не является грехом. Я думаю, что христианин должен быть человеком разносторонним. 

Помните, вышла книга Дэна Брауна «Код Да Винчи»? Потом вышел фильм, и все православные «воевали» против этого. На лекции кто-то из студентов спросил нашего, тогда еще будущего, а теперь уже бывшего, ректора семинарии отца Максима Козлова про нее, тот дал достаточно обстоятельный ответ, из которого было понятно, что он ее прочел. Ему кто-то из семинарии говорит: «Батюшка, а зачем?», отец Максим ответил: «А как я буду говорить о той вещи, которую я не знаю?»

Другой момент. Мы сами выбираем, что для нас полезно, а что не полезно. Я понимаю, что «Код Да Винчи» для меня никакой пользы не несет, но я просмотрел, разобрался, что к чему. Там обыгрываются апокрифы первых веков и ничего такого гиперкриминального нет, простой детективный сюжет выстроен на основе давно осужденных ересей. Человек там почитал, посмотрел и из посредственного детектива сделал такую вот обсуждаемую книгу – рекламный ход, вот и всё. Но, чтобы разобраться, надо прочесть.

1.jpg

Однако мы должны понимать, чем отличаются мировые религии, какие проблемы. У кого-то есть к этому интерес, у кого-то интереса к этому нет, а кто-то просто хочет почитать обычную литературу и расслабиться – пожалуйста. Святые отцы говорили, что невозможно постоянно находиться в напряжении, надо давать себе какую-то возможность отдыхать, и это верно. Надо чередовать отдых и работу. И человеческий организм так устроен, что мы не можем постоянно находиться в этом движении вверх, к сожалению, нам иногда надо делать паузы и отдыхать. Деградировать – ужасно. Но паузы нужны для того, чтобы дальше собраться с силами и двигаться вверх. Если вы читаете какие-то интересные книги, и они делают вас, ваш мир богатым – читайте.

Но другое дело, что мы часто увлекаемся исключительно светским чтением и забываем о чтении духовном. Это проблема, это неправильно.

– Скажите, а можно отдыхать от Псалтири? 

– Можно отдыхать. Единственное, не выбирайте отдых греховный. Вы будете понимать, прислушивайтесь к голосу совести. Апостол Павел сказал, что все мне можно, но не все мне полезно (см.: 1 Кор. 6: 12). Выбирайте полезное. У нас есть серьезные ориентиры, и прежде всего Сам Спаситель и святые.

Иеромонах Никодим (Бекенев)
 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15