555

11 сентября 2017 года, в день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи и Всероссийский День трезвости, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Новгородского областного наркологического диспансера «Катарсис».

За Литургией, по благословению Священного Синода, возносились прошения и молитвы о страждущих недугом винопития или наркомании.

После чтения Евангелия владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка говорит нам, что Господь Иисус Христос уже примерно год совершал Своё служение, когда слух о Нем дошел до царя Ирода, правителя Галилеи. Тогда царь в суеверном страхе произнес: «Это Иоанн, которого я обезглавил» (Мк. 6:16). Затем евангелист повествует историю о гибели Иоанна Предтечи. По случаю дня своего рождения, царь Ирод устроил великий пир, на котором плясала его падчерица Соломея, дочь незаконной  жены Иродиады. Иоанн в это время находился в темнице у Ирода в крепости Мехерон за то, что обличал правителя Галилеи в нарушении Закона Божьего и закона человеческого, ведь царь бросил свою законную жену, дочь аравийского царя, силой отобрал жену у своего брата Филиппа и стал жить с ней. За это беззаконие Ирод услышал много нелицеприятного от Иоанна Крестителя, который не привык искать мягкие слова для обличения во грехе.

Иоанн, начиная с самой первой проповеди на Иордане, когда он как Предтеча возвестил скорое пришествие Христа словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), в духе и силе ветхозаветных пророков говорил всем, что им, по его мнению, следовало о себе слышать. Так он смело обличал фарисеев: «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7-8). И вот Иоанн, нисколько не задумываясь о том, что с ним будет, будучи верен только Богу и правде Его, обличает Ирода в его прелюбодеяннии, за что и был заточен в темницу. Иродиада также ненавидела святого и строила ему козни, так как ей тоже не нравились эти обличения Ирода, ведь она находила свое новое положение в брак с царём очень выгодным для себя. Иродиада уговоривала Ирода казнить Иоанна, но царь Ирод, наоборот, много слушал его в темнице, проникаясь к нему уважением, не имея сил разорвать ту порочную связь, которая стала предметом обличения со стороны пророка, но в то же самое время, уважая его как великого праведника, а, может, больше боясь народа, так как люди почитали Иоанна за Крестителя. Итак, Ирод держал пророка в темнице, не отпуская, но и не совершая над ним суд. Но вот настал удобный день, как пишет евангелист Марк, день рождения Ирода: пьяный пир, зажигательный танец, исполненный молодой дочерью Иродиады, после которого царь поклялся исполнить любое ее желание. И она по наущению коварной матери, говорит, чтобы ей принесли на блюде голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено, так как царь не хотел нарушать своей клятвы.

Святого Иоанна, как подчеркнул владыка, ещё называют Предтечей, т. е. предшественником Спасителя, потому что он начал свое служение за несколько месяцев до Него, приуготовляя Его пришествие, возвещая покаяние, говоря о том, что приблизилось Царствие Небесное, обещанное еще пророками, и время Мессии, т. е. Христа, уже приблизилось. Сам Господь говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Это самый великий пророк Ветхого Завета и первый мученик Нового Завета за Христа и правду Божию. Подобная смерть может показаться нам бессмысленной. Великий пророк, величайший из рожденных женами, «друг Жениха» (Ин. 3:29), то есть Самого Христа, как он сам говорит в Евангелии от Иоанна, вдруг заканчивает жизнь так бесславно… Но, как отметил владыка, мы, живущие в этом мире, как раз должны понимать, что эта история с казнью Крестителя не какая-то выдумка или прекрасный миф о великих богах или героях, которые всегда торжествуют над чудовищами. Она показывает реалии нашего мира, искаженного грехом и страстями, где добро часто втаптывается и уничтожается, где голос правды, голос пророка, был столь печальным образом заглушен во время пьяного пира Ирода и его вельмож. Почему так произошло? В этом тайна промысла Божьего. Можно смело сказать одно: он как Предтеча исполнил свою миссию, то есть уготовал путь для Христа, и как он сам говорил, будучи на свободе, «Ему (то есть Христу) должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Он стал «гласом вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (см. Мк. 1:3). Этот глас прозвучал, он стал мучеником за правду Божию и за бескомпромиссную верность Богу. 

Эта история, по слову владыки Арсения, дает богатый материал для размышления. Прежде всего, мы можем обратить внимание на царя Ирода, который, хотя и уважал пророка, но ради клятвы, будучи под действием вина, и, возможно, обуреваемый плотской страстью, решился на страшный поступок. Как тут не вспомнить слова Христа из Нагорной проповеди: «Не клянись вовсе... но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34, 37). То есть жизнь христианина должна быть столь праведна и свята, как и жизнь Самого Христа, чтобы не нуждалась ни в какой клятве, ибо клятва может легко стать препятствием к исполнению воли Божией, о чем и свидетельствует эта история. Но даже, поклявшись, царь Ирод должен был оказать верность и послушание Богу. То есть с точки зрения Закона Божьего, нужно было быть более верным Богу, чем своему греховному обещанию и малодушному страху того, что остальные присутствующие перестанут его уважать после отказа. Ведь жизнь пророка не стоила такой бессмысленной клятвы.

По слову владыки, одним из важнейших уроков этой истории является то, до каких грехов может довести страсть винопития. Мы слышали только один эпизод из евангельской истории, а сколько эпизодов в истории всего мира, в истории людей или семей, где эта страсть пустила глубокие корни. Она приводит к разрушению личности, семьи и в итоге всей человеческой жизни. Это дьявольская страсть, что подтверждает евангельская история об усекновении главы Иоанна Крестителя. Человек, будучи порабощен страстью, не только винопития, наркомании или какой-то другой, доходит до состояния порабощения, и, кажется, что он своими силами уже не способен справиться с ней. И это действительно так. Но признание того, что мы стали пленниками какой-либо страсти, является первым этапом нашего исправления, исцеления, осознания и возвращения к Богу. Это происходит медленно, шаг за шагом. И вот, когда человек сделает все, что от него зависит, чтобы исцелиться, тогда и приходит божественная благодать. Она не падает на нас с неба просто так без всякого нашего участия. Господь ожидает от нас максимального подвига, и в ответ на него приходит и Его божественная помощь, которая превыше естества, ведь с Богом все возможно! Там, где хочет Бог, побеждается естества чин, и случается чудо: человек с помощью Божией исцеляется и освобождается от страсти. 

Владыка напомнил, что День трезвости отмечался в дореволюционной России также 11 сентября. В последние годы по решению Священного Синода этот праздник возрождается Русской Православной Церковью. В этот день проходят особые молебны о всех страждущих недугом винопития и наркомании, во время которых молятся как люди, страдающие этими недугами, так и их родные и близкие, чтобы Господь послал страждущим силы очнуться от духовного помрачения и начать свой путь возвращения к Богу, дабы стать причастниками Царствия Небесного, - закончил владыка своё слово. 

По окончании Божественной литургии был совершен водосвятный молебен