768

Вечером 30 марта 2017 года епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства обители совершил в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря таинство Соборования (Елеосвящения). Перед началом богослужения владыка обратился к собравшимся со словом.

Владыка отметил, что таинство Соборования в церковной традиции совершается с евангельских времен. Елей, который используется, является символом милости Божией, начиная с библейского повествования о потопе, так как голубь, который вернулся на ковчег, нес в клюве ветвь оливкового древа (из плодов которого и делают елей), как символ окончания потопа и примирения с Богом. С тех пор елей занимал важное значение и в ветхозаветной, и в новозаветной Церкви. В одной из притч Спасителя милосердный самарянин, помогая человеку, на которого напали разбойники, возливает на его раны елей и вино. Прежде всего, елей и вино - это обычные для того времени средства врачевания. По толкованию же некоторых отцов Церкви, милосердным самарянином является Сам Христос, а елей и вино - это таинства Церкви, исцеляющие человека. Также в послании апостола Иакова мы читаем: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15). В этом, по слову владыки, выражен главный смысл таинства Елеосвящения - покаянная молитва к Богу, имеющая целью восстановление нашего духовного и телесного здоровья, спасёт болящих. Поэтому Соборование совершается прежде всего над болящими, но, по установившейся в наше время традиции, не только тяжело больные, но и все вообще православные христиане, обладающие теми или иными недугами, стремятся в течение Великого поста исповедоваться, пособороваться и причаститься.

Однако, с этим таинством связаны неправильные представления и суеверия, бытующие в Церкви. Одним из них является, характерное в прошлом для католического Запада и проникшее в православную среду, представление о том, что Елеосвящения является предсмертным таинством, "последним напутствием". Но вышеуказанные слова апостола Иакова опровергают такой взгляд. Это - таинство исцеления, молитвы его чинопоследования говорят не о кончине непостыдной, а о здравии и исцелении.

Также представление о том, что Соборование может заменить собой Исповедь и Причастие, неправомерно. Как частный случай этого заблуждения, мнение, что во время Елеосвящения прощаются забытые, а иногда и намеренно неисповеданные грехи, также не имеет основания. Во время Исповеди, при условии искреннего покаяния, мы получаем прощение от Господа всех грехов. Соборование - это не таинство прощения забытых грехов, а таинство, в котором мы испрашиваем для себя милость Божию, и вместе с покаянием эта молитва способна доставить нам и духовное, и телесное здравие. Владыка отметил, что мы, как и многие люди, которые на протяжении всей истории мира обращали к Небу свои молитвы о здравии, просим наряду с хлебом насущным и здравие у Бога. Это естественно. Но христиане должны отличаться от всех религиозных людей, обращающихся к Богу с просьбой материальном благополучии, верностью Христу, выраженной в словах молитвы Госпдней "да будет воля Твоя" (Мф. 6:10). Мы обращаемся к Богу с просьбой о милости, которая может быть явлена в виде физического здоровья, и такие молитвы принимаются Богом как любящим Отцом. Но высшим видом молитвы для нас, все-таки, должна быть та, что сообразна словам Христа: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42). А значит, как подчеркнул владыка, мы не должны настаивать, требовать у Бога непременно физического здоровья, но мы обращаемся с просьбой о милости к нам грешным. Для истинных христиан важно не столько быть физически здоровыми, сколько следовать за Христом. Не столько важно долго жить на земле, сколько не отпадать от Бога. Все наши молитвы и таинствах о том, чтобы Господь присутствовал в нашей жизни и здесь, на земле, и в вечности. Поэтому, если Он, по Промыслу Своему, пропускает нам те или иные болезни или страдания и не исцеляет нас по первому нашему требованию, то мы должны помнить, что, в таком случае, у нас есть уникальная возможность - принять эти страдания как соучастие в Кресте Христовом.